На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 388

однако последний поднимает восстание в результате деятельности одного или нескольких честолюбцев, пытающихся использовать народный гнев для осуществления своих опасных замыслов — захвата власти и грабежей. Именно эта несложная концепция народных мятежей приобрела официальное значение в елизаветинской Англии; она широко пропагандировалась в религиозной литературе и проповедях, в публицистике, прозе, поэзии и драматургии. Так, в проповеди, утвержденной королевой и рекомендуемой всем священникам для чтения в церквах каждое воскресенье «для лучшего понимания простым народом», говорилось о том, что «народ есть источник возмущения», что мятежи возбуждают «немногие честолюбцы», которые сами не могут добиться власти и ищут поддержки у «невежественной толпы», и что поэтому мятежи могут быть легко подавлены, если их не поддержит хотя бы часть народа 29. В 1606 г. в Лондоне был издан английский перевод французского трактата под примечательным названием «О падении государств», в котором «мятежи народа» (rebellions of people) признавались одной из главных причин гибели государств 3о. Социальный, антикрестьянский смысл этой концепции хорошо передал Томас Нэш, известный литератор конца XVI — начала XVII в., в своем памфлете против пуритан: «Хроники Англии и ежедневно совершаемые огораживания общинных земель в этой стране убедительно учат нас, как склонен простой народ к сборищам, бунтам, выступлениям, возмущениям и открытому мятежу, когда он становится сумасшедшим» 31. Однако для исследователя общественных идей XVI в. в Англии очень существенно и другое — писатели времен Елизаветы и Якова, осуждая мятежи, особенно остро критиковали идеи уравнения и общности имущества. При этом главных носителей и распространителей этих идей они обычно видели в анабаптистах, а в беднейших слоях ч народа— их сторонников, и всякое оппозиционное выступление против англиканской церкви и монархии они считали делом рук анабаптистов. Хроники давали им факты для сопоставлений. Епископ Бан-крофт в проповеди в Паул Кросс в феврале 1589 г., которая затем была издана, называл все секты в Англии своего времени «явными левеллерами» и, имея в виду бедняцкий состав этих сект, говорил, что их проповедники не желают большего, «чем миску похлебки и парусиновую фуфайку». Их идеи он передавал так: «Каждый может сказать вам: мои братья беднейшего сорта, будете ли вы терпеть 29 В. Sterling. Shakespeare's Mob scene.— «Huntingdon library Quarterly», 1943, № 3, p 214. Эта концепция сложилась еще до царствования Елизаветы в борьбе с крестьянскими восстаниями. Архиепископ Кранмер после подавления восстания Роберта Кета в своем предписании церквам читать прихожанам акт парламента против мятежников писал о том, что в определенном районе королевства есть « и мятежные лица», которые измышляют средства, чтобы склонить людей к «незаконным сборищам и выступлениям» и лишить покоя «нас и наших любимых подданных». — «The remains of Thomas Cranmer», vol. 4. Oxford, 1833, p. 386. 30 «Frame of order». Ed. by J. Winny. London, 1957, p 140. 31 T. Nashe. Works, vol. I. Oxford, 1958, p. 81. 387 13*


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes