|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 384
знати, будут одним сословием или «сортом». Тех, кто стремитсй услано вить такой порядок,
побуждают к этому низменные страсти, а не добрый рассудок и человеколюбие ы.
Истинное «общее благо» в понимании Элиота должно основываться на имущественном
неравенстве и сословном разделении. Бог создал людей, разделив на ранги, он дал одним больше, а
другим меньше, поэтому «общественное благо» (publick weal) или государство Элиот определяет как
«тело, живущее в единстве всех его органов, т.е. состоящее из различных сословий, соподчиненных в
справедливом порядке, управляемых властью и сдерживаемых разумом». Лучшей формой правления,
способной обеспечить такое общественное блого, является монархия; демократия же приводит к
борьбе за богатство, к угнетению и на этой почве — к мятежам. В связи с этим Элиот заявлял: подобно
тому, как горшки и сковородки хороши в кухне и не годятся как украшение в спальне, так и
горшечники, жестяники, землепашцы и ткачи— хорошие мастера в своем деле, однако они не могут
управлять обществом15.
Капеллан Генриха VIII гуманист Томас Старки считал, что Англия его времени была больна
«чумой», так как общество раздирали мятежи и несогласия по причине нарушения распределения
земных благ согласно положению сословий: «Одни имеют слишком много, другие — очень мало, а
третьи — совсем ничего не имеют». Все люди стремятся к наслаждению, однако бог установил
богатство и неравно распределил его среди людей по сословному принципу, поэтому неправы те, кто
осуждает богатство в подражание Христу; богатство является следствием «изобилия мирских вещей,
достаточных для существования каждого человека соответственно его сословию»,— и таким образом
исключает уравнение. «Бог установил такой порядок, чтобы человек не имел ничего из того, что не
является благом, и ничего не достигал без приложения собственного труда, без своих стараний и
забот» 16.
После восстания Роберта Кета авторы политических трактатов стали еще более остро осуждать
мятежи, а также идеи равенства и общности имуществ. Англиканский епископ Джот Повет в
«Кратком трактате о политической власти» посвятил специальный раздел критике идеи анабаптистов
о восстановлении общности имуществ, которая якобы существовала до грехопадения. Это, по
утверждению Понета, совершенно невозможно, так как противоречит установлениям бога: после
первородного греха бог в наказание повелел всем людям добывать себе пропитание «в поте лица
своего», т.е. своим трудом, и, чтобы заставить людей исполнять эту заповедь, разделил все вещи «на
мое и твое», т.е. установил частную собственность 17.
Коллега Понета по эмиграции при Марии Кровавой Кристофер
14 S. Lamberg. Sir Thomas Elyot, Tudor Humanist. Univers. Texas press, 1960,
p. 40—41.
15 5. Lamberg. Op. cit., p. 41—42; R. Mohl. Op. cit., p. 157—161.
16 7. Starkey. England in the reign of King Henry the Eight. London, 1871, p. 35,
42, 9, 19, 157, 92, 207^-208.
17 /. Ponet. A short treatise of political power. — In: S. Hudson John Ponet, advocate
of limited monarchy. Univers. Chicago press, 1942, p. 79—80,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|