На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 383

леблено» (sore shaken) «распрей»(суѵи! dissention), учиненной недавно общинами (commons), а теперь знатью 9. «Есть много тысяч ваших подданных, способных крепких парней, которые по причине недостатка работы томятся без дела и готовы поднять мятеж»,— обращался к королеве автор появившегося в 1591 г. памфлета 10. Драматург и публицист Томас Деккер в начале XVII в., описывая большое скопление бродяг в графстве Глостершир, старался вызвать чувство страха у своих читателей перед крестьянским восстанием: «Посмотрите на них и вы подумаете, что живете при Генрихе VI и что Джек Кэд и его мятежные оборванцы там собрались.... Они собираются в такие толпы, что кажется, ад раскрылся» 11. Зачинатель буржуазно-дворянского направления политической мысли Джон Фортескью во второй половине XV в. размышлял о том, угрожает ли Англии введение общности имущества на манер таборит-ской Чехии, и пришел к выводу, что такой угрозы нет в силу особенного социального и государственного строя Англии12. Но он ошибался. Последующим авторам политических произведений (кроме Мора) пришлось, создавая свои идеалы общества и государства, особо осуждать мятежи и доказывать несостоятельность идей равенства и общности имущества. Эдмунд Дадли в начале XVI в. предостерегал крестьян от увлечения уравнительными идеями и утверждал, что сословное неравенство людей установлено богом, который каждому сословию определил особые добродетели. Для простого народа такими добродетелями были «спокойствие» (tranquillity) и «согласие» (concordia). Осуждая мятежи, Дадли доказывал, что «дружба и доверие» должны быть установлены между людьми всех сословий в Англии, от высшей ступени до низшей, — в этом залог процветания сословного общества, идеал которого он изображал в своем сочинении. Без этого, предупреждал он, купцы и ремесленники не смогут продавать и покупать и таким образом «обменивать одну вещь на другую», а ремесленники и земледельцы не будут в состоянии трудиться и успешно вести свои дела так, чтобы все люди, от высшей ступени до низшей, были довольны, а также увеличивать свое хозяйство, используя для этого слуг и рабочих, что даст работу «всем лентяям и бродягам»13. Гуманист Томас Элиот в 1531 г. издал книгу «Правитель», в которой, излагая свой идеал сословного государства и классового разделения общества, полемизировал со «странными глупцами» — сторонниками идеи общности всех вещей. Люди заблуждаются, когда считают, что общее блого (common weale) состоит в превращении каждой вещи «в общую собственность» (in commune) всех людей, без разделения их на сословия. Такой порядок приведет к тому, что богатством станут обладать только простые люди (commoners), а благородные и знатные превратятся в нуждающихся и несчастных, т.е. все, за исключением 9 Т. Smith. Literary and linguistic works. Stockholm. 1963, p. 33 10 E White. Op cît, p 171. » «Tho Elizabethans* Cambridge, 1957, p 83 12 /. Foriescue The governance of England. Oxford, 1885, p 138—139. 13 E. Dudley. The tree of Comonwealth Cambridge Univers, press, 1947, p. 39, 55,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes