|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 382
Томас Мор представлял одно направление английского гуманизма, положившее начало новому
течению общественной мысли — утопическому социализму. Но он был одинок. Другие политические
писатели-гуманисты XVI — XVII ее. представляли буржуазно-дворянское направление политической
мысли. Они, преодолевая на свой манер основы феодального мировоззрения и отвергая духовную
диктатуру католической церкви, в своей положительной программе, стремясь обеспечить
удовлетворение духовных и материальных потребностей человека, возвели в моральную норму
свободу и активную деятельность отдельного человека, признавали необходимость частной
собственности, сословных и классовых различий и сильной монархии — одним словом, пошли по
пути утверждения буржуазного индивидуализма и идеализации абсолютистской монархии
английского типа. Ф. Бэкон, например, так поучал своих читателей: «Общие блага надо распределять
между всеми людьми, а особые — с выбором. Остерегайся того, чтобы, делая слепок, не разбить
оригинал. Потому что бог создал любовь к самим себе оригиналом, а любовь к ближним — слепком»
6. А его знаменитый современник Уолтер Рэли в своей «Истории мира» писал, что в обществе
необходимо соблюдать два обязательных принципа: каждый человек должен владеть своей
собственностью и «наслаждаться плодами своего труда» 7.
Это был особый период в политическом и идейном развитии буржуазии и нового дворянства,
когда эти классы, переживая подъем, были, однако, лишь носителями нового уклада, развивавшегося
при господстве феодального строя и абсолютной монархии. К осознанию несовместимости с этим
своих интересов как классов нового общества они еще не пришли, что нашло свое выражение в
идеализации в гуманистическом духе английской монархии и сословного строя общества.
Среди факторов, под воздействием которых складывались взгляды представителей этого
направления на собственность, власть и сословное деление общества, была необходимость
полемизировать с идеями равенства и общности имущества и осуждать народные восстания как
мятежи, опасные для общества. Объяснение этому надо искать не только в том, что в Англии
появилась «Утопия» Мора (на полемику с Мором его современников в исторической литературе уже
было обращено внимание) 8. Социальная борьба в Англии в эпоху аграрного переворота и
первоначального накопления капитала, в ходе которой у низших слоев народа рождались стремления
к равенству и общности имущества, и была главным источником этой полемики. Государственный
деятель и автор трактата о политическом устройстве Англии при Елизавете Томас Смит так
жаловался богу в своей молитве: мы не можем не думать о «несчастном положении» английского
королевства, которое подвергается нападению извне и изнутри «весьма пока
6 F. Bacon. Works. Ed. by J. Spedding, vol. VI, London, 1878, p. 404.
7 W. Raleigh. History of the world. London, 1736, p. 102, 156.
3 R. Mohl. The three estates in medieval and Renaissance literature. Columbia Univers. Press, 1933, p. 51—52.
m
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|