На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 381

ною государственного устройства. «Этот мудрец, — говорится в «Утопии» о Платоне, — легко усмотрел, что один-единственный путь к благополучию общества заключается в объявлении имущественного равенства, а вряд ли это когда-либо можно выполнить там, где у каждого есть своя собственность» 3. Однако если Мор, как и подобает гуманисту, искал аргументы своей идеиобщности имуществ у античных авторов и впервые в истории общественной мысли в средние века обосновал эту идею рационалистически, то это отнюдь не значит, что при этом на него не оказали влияния идеалы общности имуществ, присущие средневековым крестьянско-пле-бейским ересям, а также требование имущественного уравнения и общности имущества, которое выдвигалось «мыслящими представителями» самой обездоленной части современного ему английского общества. Взгляды Мора на общность имущества были порождены социальной действительностью Англии начала XVI в., и мы имеем все основания считать их важным доказательством популярности идеи общности имущества среди низших слоев английского общества того времени. В этом смысле высказывался Энгельс во введении к «Анти-Дюрингу», говоря о самостоятельных движениях предпролетариата в XVI — XVIII ее.: «Эти революционные вооруженные выступления еще не созревшего класса сопровождались соответствующими теоретическими выступлениями; таковы в XVI и XVII веках утопические изображения идеального общественного строя....»4 В силу особенностей социально-экономического развития Англии в период разложения феодальных отношений формирующаяся английская буржуазия быстро сближалась с новым дворянством. Важнейшим условием этого сближения было сохранение крупной земельной собственности и поддержка молодой буржуазией антикрестьянского аграрного переворота в деревне. В великой борьбе за землю, которая развертывалась в английской деревне XVI в., буржуазия не возглавила антифеодального движения крестьян, а стала союзником дворян; говоря словами Ленина, она никак не пыталась придать выступлениям крестьян «организованность» и «политическую сознательность» 5. Большинство появившихся в XVI в. политических учений и отражали подъем буржуазии и нового дворянства и процесс превращения их в новые классы. Поскольку английский гуманизм XVI в. рождался в стране, где происходила крутая ломка средневековых отношений в деревне, быстро развивался новый, капиталистический уклад и социальные противоречия были максимально обострены, перед гуманистами встала задача дать ответ на вопросы, выдвинутые общественным и государственным развитием Англии в это переломное время. Именно поэтому одним из важных разделов английского гуманизма в XVI — XVII ее. и стали общественно-политические учения, а интерес к ним в английском обществе был весьма велик. 3 7 Мор Утопия. M., Î937. стр. 90; См вводную статью В П. Волгина «Историческое значение утопии», стр. 14—18. 4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 18. 5 См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 34, стр. 41.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes