|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 380
ОТРАЖЕНИЕ ИДЕЙ РАВЕНСТВА И ОБЩНОСТИ ИМУЩЕСТВА В
АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVI в.
Ю. М. САПРЫКИН
Процесс разложения феодальных отношений и возникновения капиталистического уклада в Англии
сопровождался острой классовой борьбой во всех ее формах. Идейная борьба в XVI в. так
охарактеризована в одном трактате 1578 г.: «Кто видел когда-либо столько недовольных и
раздраженных своим положением людей и так мало довольных им, а также большое количество
желающих изменений и новшеств, слышал ли кто-либо столько различных реформаторов или,
правильнее сказать, разрушителей сословного порядка и государства, столь многих критиков королей
и их деятельности и столь немногих проникнутых подчинением им!» 1
Источники свидетельствуют о распространении в Англии XVI — начала XVII в. среди низших слоев
народа идей уравнения и общности имуществ. Роберт Кроули в памфлете «Путь к богатству» обвинял
участников восстания 1549 г. в том, что «они не знают подчинения, не соблюдают законов, не хотят
иметь джентльменов и добиваются того, чтобы все люди стали подобны им самим и все вещи были
общими». «Они не хотят, чтобы мы владели тем, что является нашей собственностью», — пишет
Кроули 2. Ценные для историка свидетельства об этих идеях содержатся и в других произведениях
различных жанров — в политических трактатах и памфлетах, в исторических хрониках, в пьесах,
поэмах.
Как известно, Томас Мор в начале XVI в., наблюдая социальный гнет и тяжелые страдания
народных масс в Англии периода первоначального накопления, убедился в необходимости
уничтожить частную собственность и классовое деление общества и перестроить весь общественный
строй на началах коллективной собственности. Он пришел к этому замечательному выводу как
гуманист, строго следуя гуманистическому идеалу полного удовлетворения всех потребностей
человека и развития его способностей соответственно стремлению к наслаждению как конечной цели
человеческой деятельности. Сам Мор в «Утопии» указывал, что литературным источником его идеи
общей собственности было «Государство» Платона, его проект идеале
1 Я. White. Social criticism in popular religious literature of the XVIth century. New York, 1944, p. 75.
2 R. Crowly. Select works. London, 1872, p. 143.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|