На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 378

Несомненно, что именно в этом влиянии следует искать причины того культа Оливи, который сложился после его смерти. К могиле Оливи беспрерывно шли паломники. В народе его считали святым. Ангелус Кларено в 1313 г. указывал на стечение огромной массы людей (как клириков, так и простого народа) со всей округи города Нарбонна к могиле Оливи в годовщину его смерти и о торжественном богослужении в память о нем. Народу собирается, добавляет он, «не менее, как говорят, чем в праздник св. Марии из Портиункулы» 73. Многочисленные почитатели уверяли, что благодаря «заступничеству» нового чудотворца они исцелились от той или иной болезни. Все это отмечалось еще в 1316 г. 74 Однако уже в 1317 г. папа Иоанн XXII стал предпринимать решительные действия против спиритуалов. Прежде всего он решил подорвать материальную основу их деятельности. С этой целью он распорядился передать монастыри, в которых были сильны позиции спиритуалов, в руки их противников конвентуалов. Затем он решил покончить с культом самого Оливи. С этой целью была разрушена могила вождя спиритуалов, а останки его рассеяны. Это произошло примерно на рубеже 1317 и 1318 гг. Были предприняты меры и к уничтожению или хотя бы к ослаблению идейного влияния Оливи. Еще в 1311—1312 гг. некоторые из его положений были осуждены (правда, без прямого упоминания его имени) на Вьеннском соборе. Позднее по распоряжению Иоанна XXII была создана комиссия из восьми теологов для изучения и вынесения вердикта в отношении сочинений Оливи, и прежде всего его «Постиллы на Апокалипсис». В резюме, озаглавленном «Письмо магистров против Оливи», теологи резко осудили взгляды Оливи, «Постилла» была объявлена вредным и еретическим произведением. В середине 20-х годов XIV в. это решение было официально объявлено папой Иоанном XXII. Еще ранее, в 1319 г., сочинения Оливи, как еретические, были осуждены общим капитулом ордена ВхЭДар-селе. После осуждения «Постиллы» папой ее оригинал и все копии, какие только можно было найти, были сожжены75. На второе десятилетие XIV в. приходится начало ожесточенной борьбы папства с движением бегинов. Бегины (бегарды) также были осуждены Вьеннским собором. Отметим в заключение, что идеи, отстаивавшиеся Оливи, были восприняты приверженцами при его жизни и развиты после его смерти. Наряду с Ангелусом Кларено, Убертинусом да Казале, Бернаром Делисье и многими другими спиритуалами, стоявшими у руководства движением, следует упомянуть и сторонников Оливи вне ордена. Из числа последних упомянем знаменитого медика и естествоиспытателя, жившего на рубеже XIII—XIV ее. Арнольда из Виллановы. Этот последний написал под влиянием произведений Оливи ряд сочинений антикатолического характера. В теоретическом плане наиболее круп 73 ALKG, Bd. I, S. 544. 74 Ibid., Bd. Ill, S. 443. 75 Лишь одна из этих копий случайно уцелела в библиотеке папы Бенедикта XIII. Она-то и служит основой для исследований.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes