|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 377
некоторое время было вновь разрешено читать произведения Оливи 68. Однако вскоре Иоанн де Муро,
заменивший, согласно воле папы, Раймунда Гофр иди на посту генерала ордена, возобновил
преследование спиритуалов, сторонников Оливи, прежде всего в провинции Прованс, и опять
запретил знакомиться с трудами Оливи, приказав собрать их повсеместно 69. Сам Оливи был
отправлен в монастырь в Нар-бонне, где он должен был, видимо, находиться в изоляции от своих
сторонников.
Однако Оливине сложил оружия. Здесь он написал большое число философских трактатов, а
также яркое антикатолическое произведение «Постиллу на Апокалипсис».
В день своей смерти, 14 марта 1298 г., Оливи попытался еще раз подтвердить принципы, за
которые боролись он и его сторонники. Он коснулся лишь одной проблемы — вопроса о бедности. «Я
поддерживаю тезис, — говорил Оливи, — что защищать с упорством нарушения обета бедности и
злоупотребления, допускаемые против правила, а также принуждать монахов их осуществлять на
практике и преследовать тех, кто хочет соблюдать правило во всей его чистоте,—это смертный грех,
который ничто не может извинить». Оливи осудил распущенность, распространившуюся в ордене,
изысканность и пышность в домах, где живут монахи. Он осудил тех, кто тайно копит деньги, тех/кто,
«слишком стараясь о предупреждении нужды, заботятся об увеличении годовых доходов или
обеспечивают себя слишком обильной провизией на будущее» 70. Оливи решительно высказался
против того, чтобы монахи имели возможность иметь хорошую одежду, носить обувь, ездить верхом,
жить в достатке и с удобствами. Он считал, что определенные исключения могут быть сделаны лишь
для монахов, возвысившихся до сана епископа 71.
В своем духовном завещании Оливине высказал, однако, и сотой доли той резкой
разоблачительной критики, которой он подвергал прежде римско-католическую церковь и ее
правящую верхушку. Прежде всего здесь следует выделить его упомянутую «Постиллу на
Апокалипсис»72. Это сочинение, написанное Оливи в последние годы жизни, видимо, в этот период
еще не было известно церкви. Во всяком случае изучение и осуждение папством этого произведения
Оливи было осуществлено уже после его смерти. Мы упоминали об опасениях, существовавших у
римской курии в отношении связей Оливи с богинями. Однако полностью характер этих связей также
не был известен курии. Лишь позднее допросы бегинов, проведенные Бернаром Ги, позволили
получить полное представление об этих связях, о глубоком влиянии идей Оливина еретиков-бегинов.
68 «Declaratio fratris Ubertini de Casali et sotiorum eius contra falsitates datas per
fratrem Raymundum procuratorem et Bonagratiam de Pergamo et sotiorum et
procuratorum». — ALKG, Bd. III, S. 191.
69 «Responsio», S. 385—386.
70 Annales Minorum, p 378—379.
71 Ibid, p. 379.
72 CM. fgn v. DÔllinger. Beitrâge zur Sektengeschichte des Mittelalters, T. 2. Munchen, 1890, S. 527—585.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|