На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 376

скую школу («studio générale») при флорентийском монастыре Сайта Кроне 60. Преемник Аквапарты в должности генерала Раймунд Гофриди, избранный в 1289 г. вопреки воле папы, видимо, решил использовать спиритуалов как средство давления на римскую курию. С этой целью он организовал пересмотр дел многих сподвижников Оливи, ранее осужденных провинциальными капитулами. В конечном итоге они были освобождены из заключения 61. Оливи был возвращен во Францию и направлен лектором в Монпелье 62. Сложившаяся на Юге Франции обстановка, столь неблагоприятная для позиций церкви, встревожила римскую курию. Папа Николай IV, как бывший генерал ордена хорошо знакомый с положением дел в нем, отдал Раймунду Гофриди письменное распоряжение принять строгие меры против виновников раскола и зачинщиков беспорядков, придерживающихся ошибочных доктрин. Под этими лицами подразумевались спиритуалы и их вождь Оливи. Инквизитору Бертрану де Сигаторио было поручено подготовить к предстоящему в Париже общему капитулу ордена выводы о характере их деятельности 63. Однако имя Оливи в письме папы не упоминалось. Это дало впоследствии повод Убертинусу да Казале утверждать, что ни доктрина Оливи, ни он сам не подвергались в этом письме осуждению64. Как явствует из материалов орденского прокурора, папу особенно волновало сближение спиритуалов с народным движением бегинов 65, приобретшим на Юге Франции откровенно антикатолический характер 66. Основным направлением атак спиритуалов против церкви было разоблачение накопления прелатами и монахами богатств. Именно по этому пункту было решено заслушать Оливина общем капитуле в Париже (1292 г.). Следует отметить, что с просьбой к генералу ордена о принятии мер воздействия по отношению к участникам волнений обратился и французский король Филипп IV. Королевскую власть, видимо, также чрезвычайно беспокоила связь спиритуалов с народным движением бегинов. Однако Оливи удалось оправдаться, используя противоречия в позиции руководителей ордена и в политике папства в целом67. На 60 См. записку сподвижника Оливи Убертинуса да Казале: «Incipit responsio ad predictum libellum diîfamatorium» (далее — «Responsio». — ALKG, Bd. II, Berlin, 1886, S. 389. 61 См. сочинение сторонника Оливи Ангелуса Кларено: «Epistola excusatoria ad papam de falso irnpositis, et fratrum calumnis». — ALKG, Bd. I. Berlin, 1885, S. 524—525. 62 CM. ALKG, Bd. II, S. 389. 63 Хроника 24 генералов сообщает об этом под 12°*0 г. — AF, t. Ill, p. 420. 64 «Responsio», S. 389. 65 ALKG, Bd. III, s. 14. 66 См. по этому вопросу В. Л. Коров. Из истории борьбы народных масс против католической церкви в эпоху феодализма. М, 1970, стр. 69—84. Его же. Народное еретическое движение бегинов Юга Франции и Петр Иоанн Оливи.— «Французский ежегодник 1968». М., 1970, стр. 5—33. 67 «Responsio Petri Jo (bannis) in capitulo generali quando fuit requisitus quid de usu paupere sentiret» — AFH, Il (1918), Quaracchi, p. 264; Chronica XXIV genera iium, p. 421—422; В. Л. Коров. Мыслитель- еретик Петр Иоанн Оливи.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes