На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 374

дека Вьеинеким собором. Собор осудил формулировку, принятую Оливи. Была осуждена позиция Оливи по этому вопросу и авторами «Письма с семью печатями» задолго до собора 46. В концепции познавательного процесса, выдвинутой Оливи, обращает на себя внимание наличие элементов материализма. Позднее он писал: «В понятии нет ничего, чего не было бы прежде в чувстве»47. Цензоры с тем большей силой выступали против подобного рода взглядов Оливи 48, что последние явно подрывали одно из основных положений августинизма — о божественном озарении (иллюмииизме) как способе познания истины. Были подвергнуты также критике положения, высказанные Оливи по вопросу об универсалиях (близкие к концептуализму), по такому важному для логики вопросу, как роль предиката (т. е. элемента какого-либо суждения, который утверждается или отрицается относительно субъекта суждения) 49. Все это было в сущности осуждением взглядов Оливи руководством францисканского ордена и римской курией. Выводы комиссии представили провансальского профессора человеком с явно выраженными оппозиционными, еретическими по отношению к официальной догме взглядами. Философские взгляды Оливи формировались в течение всей его жизни. Однако зрелый характер они приобрели ко времени осуждения его комиссией семи цензоров. Точка зрения марксистско-ленинской историографии по вопросу о сущности философских взглядов Оливи в определенной степени высказана философом из ГДР Г. Леем. По мнению Лея, философское учение Оливи принадлежало к умеренному аверроизму 50. Лей поддержал также тезис о том, что с работами Оливи был знаком Оккам, который использовал их в своих сочинениях. О. В. Трахтенберг, не затрагивая вопроса о философских концепциях Оливи, в частности о выдвинутой им теории об импульсе, указывает в то же время на значение подобной теории, сформулированной в более позднее время Буриданом 61. Тем самым косвенным образом он отмечает и значение философских взглядов Оливи. Прямое или косвенное влияние на Оливи концепций Авиценны и Аверроэса признает ряд буржуазных авторов 52. С. Бельмонд, М. де Вульф и другие философы отмечают влияние идей Оливина Дунса Скота бз. Несмотря на осуждение, Оливине остался в одиночестве. Еще в период, последовавший за окончанием курса теологии в Париже, у него появились сторонники и последователи. К концу 70-х— началу 46 D'Argenirè, р. 230. 47 Petrus Johannis ОИиѵи. Questiones in secundum librum sententiarum (ed. B. Jansen), v. III. Quaracchi, 1926, p. 36, Q. 72. 48 D. Argentrê, p 227. 49 Ibid., p. 228, 232. 50 Г. Лей Указ. соч., стр. 400—401. 51 О. В. Трахтенберг. Указ. соч., стр. 213—214. 52 См., например, G. Bonafede. Op. cit., p. 61—65. 53 5. Belmond. Op. cit., p. 189; M. de Wulf. Histoire de la philosophie médiévale t. II (XIII s.). Louavain —Paris, 1936, p. 234—235.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes