На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 373

Оливи вменялось также в вину искажение догмы о таинстве брака (пункт б «Письма с семью печатями») 38; затем противоречащие официальной догме толкования роли благодати и крещения деией39. Большое недовольство цензоров вызывали требования Оливи вернуться к принципам раннего христианства, вызываемые стремлением противопоставить эти принципы действительной политике римской курии и францисканского ордена. В особенности эта тенденция проявлялась в требований осуществления обета бедности. По существу это было разоблачением церковно-монашеского лицемерия, протестом против накопления церковью огромных богатств. Руководящие церковные круги справедливо рассматривали эту позицию Оливи как весьма опасную для церкви. Вопрос о бедности был предметом ожесточенных дискуссий внутри церкви в течение целого столетия — с середины XIII до середины XIV в. 40 Поэтому цензоры особо обвиняли Оливи в искажении этого вопроса 41. Однако в еще большей степени, чем замечаниям по теологическим проблемам, антикатолическая направленность была свойственна высказываниям Оливи по вопросам, которые он сам относил к области философских. Среди них в первую очередь следует назвать проблему об «изначальном разуме» (rationes séminales). Как указывает сам Оливи в письме своим ученикам, его обвиняли в выдвижении тезиса о том, «что в материи не заложен изначальный разум, который проявляется в совершенном действии»42. Многие авторы отмечают большую роль этого положения Оливи в развитии философских идей средневековья43. Оливи вменялось также в вину положение о том, что «в творении не различается сущность и бытие»44. Как указывает Оседэ, рассматривавший эту проблему, францисканская школа (ее официальное направление) не могла согласиться с формулировкой, «приравнивающей создание создателю» 45. Важное место в системе взглядов Оливи занимает вопрос о так называемом соотношении души и тела. Этот вопрос неизменно являлся предметом ожесточенных споров между сторонниками официальной догмы и ее противниками. Именно эта проблема, единственная из всех философских проблем, затрагивавшихся Оливи, была специально осуж- 38 AFH, 47, Documenta, р. 51. 3â EF, t. 29, p. 417. 40 Эти временные рамки устанавливает, в частности, Жаклин де Лягард — /. de hagarde. La participation de Francois de Meyronnes à la querelle de la pauvreté (1322—1324). Paris, 1953, p. 51. 41 «Littera septem sigillorum», p. 52. 42 EF, t. 29, p. 418. 43 S. Belmond. Deux penseurs franciscains, Pierre-Jean Olive et Guillaume Occam.—EF, t. 35, (1923), p. 189; £. Gilson. La philosophie au Moyen Age des origines patristiques à la fin du XIV-е siècle. Paris, 1944, p. 454. 44 «In creatura non differt essentia et esse». — D'Argentrè, p. 232. 45 E. Hocedez. Richar de Middleton. Sa vie, ses oeuvres, sa doctrine. Paris, 1925, p. 449.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes