|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 369
Критика Петром Оливи политики ордена перерастала в критику папства в целом. Поэтому среди
оппонентов Оливи можно было найти и Фому Аквинского. Молодой лектор не побоялся оспаривать
истинность трактовки маститым схоластом упомянутого тезиса о «способе жизни в бедности».
Используя тексты из Евангелия, Оливи, в частности, нападал на Фому за то, что тот отказывался
видеть в добровольной нищете черты совершенства. Предполагается, что именно столкновение с
Фомой в конечном итоге вынудило Оливи прервать свою деятельность в Париже и уехать на юг страны
16.
Недовольство римской курии и руководства ордена вызывали взгляды Оливи и по другим
проблемам. Так, среди трактатов, написанных им в 70-х годах в распространенной среди схоластов
форме «Вопросов», встречались сочинения, в которых использовался образ девы Марии.
Недоброжелатели Оливи нашли в этих сочинениях, и, видимо, не без основания, некоторые
положения, противоречившие общепризнанной католической догме. Эти трактаты были направлены
новому генералу францисканского ордена Иерониму Асколи (1274—1279), который позднее стал
папой под именем Николая IV. Оливи в 1278 г. был вызван к генералу и по приказанию последнего в
его же присутствии сжег крамольные трактаты. В «Истории Парижского университета» указывается,
что в 1278 г. были рассмотрены сочинения Петра Иоанна Оливи, содержавшие некие новые мнения о
деве Марии 17.
Позднее противники Оливи из числа руководителей францисканского ордена — так называемых
конвентуалов — напомнили Вьенн-скому собору католической церкви (1311—1312 гг.), что сожжение
по приказу Иеронима Асколи этих трактатов, которые содержали «различные заблуждения, опасные
для положения вселенской церкви и христианской веры», было первым свидетельством прегрешений
Оливи 18.
Порицанию со стороны руководства ордена подверглись также трактаты Оливи, затрагивавшие
проблемы «евангельского совершенства», «таинства брака», а также упомянутый вопрос о «способе
жизни в бедности». Однако в этом случае Оливи удалось оправдаться 19. Курию особо интересовали
его взгляды на проблему бедности. Поэтому в 1279 г. он был вызван в Рим новым папой Николаем IV
для подготовки очередной папской декреталии («Exiit qui seminat»), посвященной этому вопросу.
Среди приглашенных были также занявший в 1279 г.
16 T. ManteuffeL Op. cit., str. 394.
17 Текст гласит: «Eodem anno examinata est doctrina Petri Johannis Olivi... On novas quasdam de Virginis Dei parae conceptione
opiniones». — С £, Du Boulay.
Historia universitatis parisiensis... ab an. 1200 ad an. 1300, t. III. Paris, 1666,
p. 443.
18 F. Ehrle. Zur Vorgeschichte des Concils von Vienne. — «Archiv fur Litteratur und
Kirchengeschichte» (далее — ALKG), Bd. III, Berlin, 1887, S. 156: «Dicti libri
continent varios et diversos errores in fide et moribus, que errores habent sectas
periculosas statui universalis ecclesie et fidei christiane».
19 F. Callaey. Op. cit., p. 982; F. Ehrle. Petrus Johannus OHvi, sein Leben und
seine Schriften. — ALKG, Bd. III, S. 414.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|