На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 368

ры считают, что кроме упомянутого монастыря Оливи обучался еще в одном из монастырей Прованса 11. В Парижском университете Оливи, как и все студенты-теологи, учился шесть лет. Первые четыре года он слушал лекции и изучал экзегезу Библии. Среди лекторов встречались такие выдающиеся теологи-францисканцы, ученики Бонавентуры, как Иоанн Пенкам, Матвей Аквапарта, доминиканец Фома Аквинский, один из известнейших теологов того времени из числа белого духовенства — Гийом из Абвиля и другие. Затем в течение последних двух лет Оливи уделял главное внимание интерпретации Сентенций Петра Ломбардского, считавшихся основным учебником теологии. Окончив факультет и сдав соответствующий экзамен, Оливи стал бакалавром Библии (baccalaureus biblicus). Это дало ему право на преподавание теологии. Затем в течение трех-четырех лет он вел занятия, состоящие из краткого изложения Библии и Сентенций Петра Ломбардского. После этого, сдав новые экзамены, Оливи сделался полным бакалавром — baccalaureus senten-tiarius — и получил право на самостоятельное интерпретирование Библии и указанных Сентенций. Его лекции имели большой успех 12. Вместе с тем Оливи получил право на степень магистра теологии, но, как он утверждает, отказался от нее из скромности, решив «возвыситься над человеческим честолюбием, заключенным в магистерской степени»13. Однако немалую роль в том, что он не стал магистром, сыграло недоверие к нему со стороны высших чинов ордена ы. Это недоверие было вызвано оппозиционными по отношению к политике католической церкви рассуждениями, которые имели место в трактатах Оливи и в его выступлениях во время различного рода диспутов. Небольшие теологические трактаты Оливи стал писать еще при подготовке к первым экзаменам в 1268—1270 гг. Одним из наиболее опасных проявлений крамольных с точки зрения церкви взглядов Оливи была его позиция по вопросу о «способе жизни в бедности» (usus pauper). Эта проблема интересовала его всю жизнь и была окончательно сформулирована на склоне лет. В начальный период своей деятельности Оливи высказывал критические замечания в адрес монахов, которые вели вопреки обету бедности развращенный образ жизни, в адрес руководящей верхушки францисканского ордена, стремившейся к накоплению огромных богатств. Как отмечал, в частности, историограф францисканского ордена Лука Уоддинг, Оливи уличал и сурово порицал тех, кто вел «более расслабленную жизнь, не сообразно духу, а сообразно прихотям тела» 1б. 11 Я. René de Nantes. Histoire des spirituels dans l'Ordre de Saint François. Lou- 12 vain—Paris, 1909, p. 271. См., например, сообщение Бартоломея из Пизы в его книге «De conformitate vitae beati Francisci ad vitam Domini Jesu». — «Analecta franciscana» (далее — 13 AF), v. IV. Quaracchi, 1906, p. 339. P. Gratien. Une lettre inédite de Pierre Jean OHvi. — «Etudes franciscaines» (да-н лее —EF), t. 29 (1913)/Notes et documents, p. 416—417. Callaey. OHeu ou OHvi (Pierre de Jean). — «Dictionnaire de Théologie cat-hotique», t. XI (î), Paris, 1931, p. 982. Annales Minorum, p. 52.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes