На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 364

ходимым; и именно с этим, догматически и канонически ортодоксальным дополнением он подарил книгу гугеноту, рассчитывая с помощью своих сочинений (в том числе и «Монархии Мессии») убедить его обратиться в католическую веру. Иовонайденный автограф Томмазо Кампанеллы позволяет не только лишний раз подтвердить искренность автора «Монархии Мессии», но и поставить вопрос о месте этого сочинения в литературном наследии великого утописта. 5. Книга «Монархия Мессии» с ее идеей всемирной теократии не стоит особняком среди многочисленных политических сочинений Томмазо Кампанеллы. Объединение народов в едином мировом государстве с целью достижения всеобщего благоденствия и прекращения войн и раздоров он проповедовал и в «Испанской монархии», и в труде «Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли», и в многотомном «Богословии», и в стихах, и в письмах. По-видимому, впервые он обосновал свою утопию всемирной монархии в раннем (1593 г.), не дошедшем до нас сочинении «Монархия христиан», на которое часто ссылается в последующих произведениях. Призыв к объединению человечества сочетается в творчестве Кампанеллы с коммунистическим идеалом общественного устройства. И солярии мечтают о том, что все народы станут жить по их образцу. И в «Богословии», и в трактате на стих псалма «Вспомнят и обратятся....» Кампанелла осуждает частную собственность и проповедует общность имуществ. Что же касается характерного для «Монархии Мессии» учения о необходимости соединения царства и священства, политической и духовной власти, то ведь именно такое соединение осуществлено в «Городе Солнца», где Метафизик является одновременно и верховным жрецом. В «Монархии Мессии» Кампанелла страстно доказывает преимущества единого мирового государства: в нем не будет места войнам, не будет голода, ибо ресурсы всех стран позволят противостоять стихийным бедствиям, будут уничтожены эпидемии благодаря более разумному расселению народов, постоянный мир приведет к тому, что государи будут искать славу не в войнах, а в философии, приумножится мудрость людей благодаря миру и изобилию, разовьются науки благодаря большей свободе путешествий 20; он проповедует там общность имуществ, которую считает «законом природы», возрожденным Христом и апостолами 21; горячо отстаивает необходимость духовного единства человечества, излагая свою трактовку христианства как «закона природы», дополненного таинствами, свое понимание Христа как высшего Разума — и человеческого разума как осуществленного христианства, когда даже и «неверные», коль скоро они руководствуются разумом, являются, даже и не ведая того, христианами. Вряд f° Т. Campaneila. Monarchia Messiae, p. 14—15. 21 Ibid., p. 75.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes