На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 355

ления ума» и стимул к более усердным занятиям74, как специфический стимул ученого. Слава — своеобразное приобщение к бессмертию, единственная возможность для смертного остаться в вечности. Мысль о том, чтобы оставить о себе память у потомков, волнует Верджерио еще с юности. В письме из Феррары он убеждает друга быть полезным многим людям, создать что-то для будущего, и тогда потомки будут почитать его имя75. В этом отношении примером для него служит его учитель Салютати, который «славными своими писаниями, изданными во многих томах, уготовил себе долговечную память у потомков»; в письме к Дзабарелла о смерти Салютати он называет долгом флорентийцев установить памятник гуманисту и их бывшему канцлеру76. О необходимости увековечить память людей культуры (поэтов, ученых, художников) Верджерио говорит и в инвективе против Малатесиы77 * Итак, в представлениях Верджерио о носителях умственной деятельности можно обнаружить осознание единства ученых и важности культурной среды для представителей умственного труда; обособление и противопоставление аристократии ума, с одной стороны, широкой необразованной массе и невежественным феодальным владетелям (ценз образованности), а с другой — церковно- католическим идеологам (нравственный критерий); выявление и подчеркивание некоторых характерных особенностей этики ученых. Все это, вместе с представлением об умственной деятельности как особом и необходимом для общества труде, есть свидетельство становления самосознания интеллигенции эпохи Возрождения. В этом самосознании нашла свое отражение не только специфика умственной деятельности (представление о науке как суровом труде, требующем самоотречения, бескорыстном, самодостаточном, обладающем характерными стимулами — жаждой познания, стремлением к известности, славе и т. п.), но и осмысление этой деятельности и ее носителей с позиций светского мировоззрения и ведущей роли в нем «studia humanitatis». Это выразилось в секуляризации умственной деятельности, в деловом, практическом подходе к гуманитарному знанию, с помощью которого строится новая этика, в подчеркивании воспитательной и руководящей роли носителей умственной деятельности. Претензии на руководство общественным мнением и участие в государственном управлении, на воспитание государственных деятелей, подчеркивание первостепенной значимости гуманитарных дисциплин в этом воспитании свидетельствуют о тесном сближении гуманистов с правящими кругами итальянских городов — с задававшими тон эпохе предпринимателями, купцами, банкирами, чьи интересы и отражала в своих сочинениях рождающаяся интеллигенция. 74 Epist., XV, LXXXVII, СХХХѴИИИ, CXLVI и др. 75 Ibid., XII, p. 24. 'б Ibid, CXI, p. 298.. . 11 Ibid., LXXXI.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes