На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 354

ролей, ou осуждает тех, которые, будучи одарены умом и склонностью к занятиям философией и прочими свободными искусствами, изыскивают «соблазнительные препятствия» для своих занятий 67. Преданность своему труду провозглашается Верджерио бескорыстной, научные занятия объявляются самодостаточными68. Специфическим стимулом в них выступает любовь к мудрости, или жажда познания, и стремление к добродетели. «Ошибаются те,— говорит гуманист,—кто стремится в науку из-за почестей, богатств или какой-либо другой причины... Было много славнейших философов, которые были лишены почетных отличий, широко распространенных в их времена. Но разве от этого они были меньшей добродетели или известности? Итак, [награды] пусты и не имеют никакого отношения к добродетели, мудрыми же людьми они установлены с благой целью, чтобы побудить этими видимыми благами ленивые души, которые своими глазами не могут видеть красоту добродетели. К этому стремятся иной раз невежды, принимая эти почести, как мы говорим, ради чванства и рукоплесканий толпы» 69. Особенно резко критикует Верджерио взгляд на научные занятия как на дело, приносящее деньги: «Те искусства ценят, которые приносят большой доход, те превозносят в высшей степени, которые правдами или неправдами приводят к умножению богатств... когда надо добыть богатства, одни предаются торговле, чтобы обманом и хитростью увеличить состояние, а другие даже занятиям литературой, не для того, чтобы стать учеными, но чтобы быть весьма богатыми и почитаемыми. Так [они поступают] и со многими другими искусствами, которые используют во зло, хотя те и являются добрыми» 70. В то же время отвергать материальный достаток, награды и почести, связанные с научными занятиями, Верджерио не склонен. Но запросы его специфические. Он хотел бы иметь самое необходимое и ни в чем не нуждаться, он жаждет владеть книгами, а не держать их «in precario», как было до сих пор 71. Довольствуясь плодами, которые он пожинает из научных занятий,— мудростью и добродетелью—он не ищет почестей и высоких должностей, но принимает их, если ему предлагают, с тем, чтобы быть полезным многим 72 и осуществлять, таким образом, гражданское служение. Должной наградой за мудрость и добродетель (или первой наградой Для мудрого человека после добродетели)73 Верджерио считает славу и известность; порой стремление к славе звучит у гуманиста как цель умственной деятельности. Разговоры о славе—любимая тема переписки Верджерио. Слава рассматривается как «хорошая шпора для возбуж- 2 Ibid., LIX, р. 136. £ Ibid., XXXXV, p. 104; LXXIV, p. 174-175; XXXX, p. 88. 11 Ibid., XXXX, p. 88—89. * Ibid., XXXX, p. 89. I' Ibid., LVHI, p. 130. \\ Ibid., XXXX, p. 89. «De ingenuis moribus», C4.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes