На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 353

позволить себе только философию и добродетель 63. В то же время Верджерио проявляет большой интерес к народным обычаям, фольклору, умеет уважать природный ум и меткий язык простых людей б4. Образованность создает дистанцию также и между учеными и феодалами. Инвектива Верджерио против Малатесты представляет собой блестящий выпад против титулованных невежд, которые не знают и не понимают античной культуры. К тому же и славу свою герцоги получают подчас случайно, благодаря трудам историков и писателей: «в их деяниях более всего присутствует фортуна... В умственных делах нет места судьбе» 65. Перед лицом феодальных владык Верджерио защищает достоинство и независимость человека умственного труда. Узнав, что к одному из его корреспондентов расположен король, Верджерио, вопреки общепринятому мнению, пишет: «Человеку, который весь мир считает своей родиной, честь которого измеряется не близостью к могущественным людям и не рукоплесканием толпы, а заслугой собственной добродетели, что более подобает, как не быть в милости у короля, хотя он ни в добром короле не нуждается, ни злого не потерпит. Такому человеку король — каждый добрый человек, злого же, даже если он сверкает диадемой и украшен пурпуром и управляет народами и городами, он обуздает, но укажет, однако, что тот — раб пороков... Вряд ли сможет обвинить судьбу король, если он воспользуется советом и службой таких людей» 66. У Верджерио намечается стремление обособить представителей умственного труда не только от толпы и феодалов, но и от носителей феодально-католической идеологии. Это обособление, как уже говорилось, строится на этической основе (а не на образованности, присущей и ученым проповедникам из духовенства), на противопоставлении идеала тождества мысли и слова, слова и дела, защищаемого гуманистом,— лицемерию проповедников. Осознание единства ученых и их обособления от других слоев населения, наблюдаемое у Верджерио, позволяет гуманисту наметить некоторые черты облика носителя умственного труда; при этом зримый им идеал Верджерио всячески противопоставляет общепринятому взгляду. Ученый в представлении Верджерио — человек труда, безраздельно преданный своим занятиям. Это не обычный труд, а служение, и жрецы его должны быть готовы к сознательному самоотречению, которое, однако, не имеет ничего общего с церковным аскетизмом. Так, свой отказ от женитьбы Верджерио мотивирует следующим образом: не осуждая в принципе брак, данный смертным при- 63 Epist., XXXVII, р. 83—84. 64 Ibid., СХХХХ, СХХХХИ, р. 452, 453 и др. В одном из писем, восхищаясь старым слугой Петром Монтанарием, Верджерио пишет, что такие необразованные люди обладают способностью и силой менять души к лучшему и что не только образованные являются руководителями жизни. — Ibid., XXXXИ. 65 Ibid., LXXXI, p. 197. 66 Ibid., LXXXXVII, p. 247—248.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes