На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 352

В ходе дальнейшего исследования этого вопроса важно выявить й представление Верджерио о самих носителях умственной деятельности. В переписке гуманиста можно наблюдать довольно четкое понимание единства ученых и необходимости культурной среды для человека, занятого наукой. С этой точки зрения он дает самую отрицательную характеристику своему родному городу Каподистрии, откуда «бежит мысль», где нет науки и добродетели 58. И когда по причине чумы ему пришлось приехать на родину и провести там полгода, он с трудом выдержал пребывание там, потому что был лишен общества ученых людей 59. Для успешных занятий, говорит он, важно иметь вокруг себя многих, с которыми можно рассуждать об общих вопросах: в спорах возвышается и обогащается дух, возрастает пыл к занятиям 60. Аналогичные мысли он высказывает и по поводу отъезда своего друга из Болоньи. Болонья — «зеркало философов» и многих других видных ученых, которые исследуют вопросы, относящиеся как к естественным, так и к гуманитарным наукам, и уезжать из нее, учитывая все эти преимущества, не имеет смысла. Речь идет, таким образом, снова о научной среде, без которой ученый не может существовать. Наличие ученых людей действует и как моральный стимул: пример таких людей побуждает к самовоспитанию и совершенствованию 61. Культурная среда, сообщество ученых, которые защищает Верджерио, предполагает новые формы связей, выходящие и за рамки корпораций и за профессиональные рамки. Сам Верджерио в Падуе и в масштабах всей Италии связан с университетскими преподавателями естественных и гуманитарных дисциплин, с учеными из канцелярий Каррара, с учеными — государственными деятелями и деятелями на службе церкви, с педагогами-гуманистами и т. п. Приезжая в незнакомый город, он узнает, есть ли там знаменитые мужи, славные своей образованностью и жизнью: если есть, то он, не смущаясь, идет к ним, говорит с ними, добивается их уважения, поддержки ит. п. 62 Несомненно, такого рода отношения способствовали установлению культурных связей, сплочению представителей умственного труда. Осознание этого единства ученых сопровождается попыткой обособить носителей умственной деятельности от невежественной массы. Это обособление основано у Верджерио, на наш взгляд, на главном качестве, отличающем интеллектуалов,—образованности. Именно она, а не какие-либо социальные различия, создает дистанцию между учеными и «vulgus», выделяет аристократию ума. В одном из писем Верджерио выражает свое отрицательное отношение к смешению с «vilissimae vulgi turbae». Он стремится сам и побуждает друга отбросить все, что у них есть от толпы, и, освободившись от ига, s! 5Pl8t — Ш Р7. en 5id" LXXXXV, p. 214. * Ibid., XXXVIII p. 85-86. 6 5d" XXI, p. 38-39. 62 Ibid., XXX, p. 60.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes