На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 351

жерио право на руководство общественным мнением. Они, по мнению гуманиста, который ссылается при этом на Платона, призваны руководить обществом и государством: должны или сами управлять государством, или быть советниками государя 51. В другом месте он говорит, что «государства будут счастливы, если ими будут править ученые или их правителям выпадет на долю выучиться мудрости» 52. То, что ученые встанут во главе государства или рядом с его руководителями, расценивается Верджерио как великое блого для страны: «И если бы им поручались общественные должности, если бы народы и государи вверяли себя их советам, то не страдал бы наш мир от стольких разногласий и в особенности от стольких войн» 53. И наоборот, расцвету пороков и перерождению форм правления, в частности, способствует то, что рядом с правителями не было людей, которые осмелились бы их увещевать и говорить истину 54. Поэтому деятельность Салютати и ему подобных, соединяющих гуманистические занятия и работу на блого государства, полностью отвечает идеалу Верджерио. Отмечая заслуги Салютати перед Флоренцией, Верджерио говорит о великой силе его гуманистической образованности и убеждения, которая противостоит силе оружия: послания Салютати, как говорили тогда, были оружием против закованного в броню врага, они имели большее значение в войне, чем флорентийское войско 55. Приветствуя назначение на должность канцлера Венеции Лючио Дезидерато, Верджерио называет это благом для города и отмечает достоинства Лючио, связанные с его ученостью: способности как историка красиво и изящно описывать, нравственные качества и силу убежденности, рождающие в нем, как и в Салютати, государственный талант (способность заключить выгодный мир и побудить к дружбе, устрашить врага блестящей речью), трудолюбие и готовность к самопожертвованию 56. Подобные люди должны почитаться, по мнению Верджерио, как земные боги, так как они руководят посредством разумных советов жизнями людей, принося пользу всем и каждому. Венецию, где должность канцлера замещается, по мнению Верджерио, такими людьми, он рассматривает как пример разумно управляемого государства в условиях, когда все приведено в беспорядок и запутано 57. * Осознание умственной деятельности как особого и необходимого для общества труда, осмысление целей и форм этого труда нам представляется главным в становлении самосознания интеллигенции. 51 Epist., XXXXV, p. 104. 52 «De ingenuis moribus», C7—C8. 53 Epist., XXXXV, p. 104—105. 54 Ibid., p. 450. 55 Ibid., CXI, p. 298. 56 Ibid., XXXXV, p. 103—104. 67 Ibid., p. 104.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes