На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 350

* Будучи членом университетской корпорации, Верджерио тем не менее не мыслит умственный труд сугубо корпоративно, не ограничивает его только научно-педагогической деятельностью. Умственная деятельность выводится им за рамки университетов и школ и включается в сферу общественной и государственной жизни. Именно в этих сферах наиболее полно реализуется идеал связи знания с жизненной практикой, именно здесь мудрость знания и его моральная сила получают возможность широкого влияния. В этих сферах умственный труд обретает новые функции. Уже говорилось о том, что понятие знания и добродетели у Верджерио теснейшим образом связаны между собой. Сама же добродетель понимается им как моральное совершенство, проявляющееся в деятельности, прежде всего на блого общества47. В связи с этим Верджерио склонен рассматривать знание как активное добро, а его носителей как руководителей общественного мнения и самого общества. Истинными носителями знания он считает тех, у кого мысль не расходится со словом, слово с делом и в конечном итоге — знание с добродетелью 48. Их позицию Верджерио противопоставляет лицемерию современных ему проповедников, выражая этим зреющий конфликт между гуманистами и представителями феодально-католической идеологии: «Лучший вид знания тот, когда убеждающий словом, что надо делать, подтверждает это примером и своей жизнью; об этом мало заботятся, как мне кажется, проповедники нашего времени, все стремление которых состоит в том, чтобы сказать, а не сделать доброе.... Итак, кто правильно учит и живет так, как учит, тот истинно ученый, кто же по-другому, тот лжец, осуждающий себя самого своими словами» 49. Моральная дискредитация церковных идеологов, производившаяся гуманистической литературой, была в одном из своих аспектов борьбой за их оттеснение от выполнения идеологических функций, претензии на которые заявили в эпоху Возрождения светские интеллигенты и гуманисты в первую очередь. Идея руководства общественным мнением, связанная с этими претензиями, предполагала право абсолютного суждения и нравственной оценки. Мысль об этом ясно выражена в инвективе против Малатесты, где за людьми культуры признается право дать славу какому-либо деятелю, сохранить его имя в памяти потомства или же, наоборот, обесславить его, предать позору за бесчестный поступок 60. Носители умственной деятельности не только получают у Верд- Z SPist XXXXIV, p. 99. ад См., напр., Epist XXXIII, р. 65; LXX, р. 166; СХХХШ, р. 352; XLIII, р. 97; «De ingenuis moribus», D5. Однако вопрос о связи знания и добродетели не так прост для Верджерио. Он прекрасно понимает, что в жизни может быть и такое когда «у многих образованных мы видим безумие и непристойные нравы» ад \эГ*; та же мысль в «De ingenuis moribus», Ce). * LXXXVIII, p. 184-185. W Ibid., LXXXI, p. 199,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes