На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 349

что для его времени вполне объяснимо; но он не рассматривает их и с точки зрения средневекового понимания науки как совокупности определенных правил и технических навыков, не подчиняет исследование природы цели раскрытия божественного плана мироздания. Естественнонаучная дисциплина понималась падуанским гуманистом уже по-иному — как исследование причин движений и изменений: «Знание природы в высшей степени созвучно и сообразно человеческому разуму; благодаря этой науке мы познаем основы и изменения природных тел, одушевленных и неодушевленных, находящихся на небе и на земле, а также причины многих явлений, которые обычно кажутся удивительными. Как приятно понимать все это, так в высшей степени приятно познавать то, что случается в воздухе и на земле»44. Обращает на себя внимание такое положение Верджерио: знание и процесс познания приятны, дают наслаждение. Этот момент «приятности», красоты знания и процесса познания он подчеркивает и в общих положениях («свободные науки рождают удивительное наслаждение»), и применительно к отдельным научным дисциплинам, будь то естественные или гуманитарные науки. «Приятно и содержит в себе исключительную определенность» познание арифметики и геометрии, «прекрасна в познании» медицина. Поэзия, хотя и полезна для жизни и красноречия, более всего доставляет наслаждение. История способна превосходить власть природы и быстрейший бег времени, останавливая и поворачивая назад то, что происходило раньше45. И это ощущение овладения природой вызывает в душе наслаждение и восторг. Мысль о том, что знание и процесс познания прекрасны сами по себе и представляют определенную ценность, т.е. эстетическое отношение к науке, не была, очевидно, присуща средневековому сознанию и родилась, пожалуй, только в эпоху Возрождения, когда начала осознаваться сила знания и утверждался его светский характер. И определение умственного труда как наслаждения тоже, очевидно, стало возможным только в это время. Интересную мысль высказывает Верджерио о связи всех наук между собой. Чтобы считаться ученым, нет необходимости изучать все дисциплины, ибо и отдельные из них могут потребовать человека целиком, хотя, замечает он далее, «все дисциплины так между собой связаны, что никакую нельзя изучать по-настоящему, полностью игнорируя все другие»46. Светская трактовка, объективная оценка всех современных ему областей знания, значимость которых, по мнению Верджерио, заключается в самом знании, его практической ценности и нравственном воспитании, подчеркивание связи дисциплин друг с другом нам представляются важным этапом в утверждении необходимости умственного труда для общества, в осознании умственной деятельности как особой и единой сферы жизнедеятельности. 44 «De ingenuis moribus», D8. 45 Epist., LXXIII, p. 172—173. 46 «De ingenuis moribus», E.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes