На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 347

Основные принципы гуманистического образования и воспитания изложены Верджерио в работе, специально посвященной этому предмету, — педагогическом трактате «De ingenuis moribus....», анализ которого может быть темой самостоятельного исследования 81. Нас же в связи с общей оценкой умственной деятельности, различных ее форм и целей интересует в данном трактате определение значимости научных дисциплин. Верджерио отходит от традиционной системы «семи свободных искусств» и от греческой системы образования, о которой упоминает, и перечисляет научные дисциплины, распространенные в его время: моральную философию, историю, риторику, поэтику, музыку, логику, грамматику, естествознание и связанные с ним учения о перспективе и о весе, астрономию, геометрию, арифметику, медицину, юриспруденцию, богословие. Богословие, как «знание возвышеннейших причин и вещей, которые удалены от наших чувств и которых мы касаемся только посредством разума», стоит в конце перечня и роль его никак не оценивается. Очевидно, Верджерио, как и Петрарка, не видит практической пользы от религиозной метафизики; его понимание системы образования целиком основано на светских принципах. В образовательном процессе Верджерио ставит на первое место гуманитарные дисциплины и среди них — моральную философию, историю и риторику. Он называет эти дисциплины гражданскими и подчеркивает прежде всего их воспитательную функцию, их роль в формировании человека-гражданина, государственного деятеля по преимуществу. В философии, которую гуманист рассматривает исключительно в моральном плане, заключены предписания, чему подобает следовать в жизни и чего избегать, она рассуждает о назначении людей. Философия учит правильно думать, что, с точки зрения Верджерио, в любом деле является главным. По поводу философии высказывается и еще одна интересная мысль: она потому считается свободной наукой, что ее изучение делает людей свободными32. Эта же мысль повторяется и в письмах 33, где говорится об освобождении духа, которому способствуют учения о нравах. Очевидно, это освобождение надо понимать как обретение посредством философии внутренней свободы, благодаря которой человек становится личностью, т.е. приобретает самоценность и достоинство, составляющие его главное достояние и ценимые неизмеримо выше родовитости, богатства и т. п. Очевидно, не только моральное воспитание, но и формирование личности как таковой составляет, по Верджерио, задачу философии. И другая гражданская дисциплина — история — имеет большую пользу: в ней содержатся примеры того, чему следовать в жизни и чего избегать 84, она дает разумные советы и увеличивает жизненный 81 См., например, Я. Я. Фридолин. Педагогические идеи итальянского Возрождения.— «Известия педагогич. фак. Азербайджанского университета». Общественные науки, т. 14 и 16. Баку, 1929. 32 «De ingenuis moribus», D5. 33 См., например, Epist, XXVIII, p. 55, LVIII, p. 130. 84 «De ingenuis moribus», D5.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes