На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 346

Создание и сохранение культурных ценностей, с точки зрения Верджерио, имеет прежде всего определенное воспитательное значение. Верджерио глубоко убежден, что в мудрости содержатся «опыт, правила и уроки всей жизни» 22, и поэтому, считает он, люди, призванные к практической жизни, могут стать более благоразумными, усвоив наставления тех, которые пишут книги, и следуя примерам тех людей, о которых в этих книгах рассказывается 23. С подобных позиций он оценивает книгу гуманиста Джованни Конвертино да Равенна «De elegibili génère vitae»: его работа нужна для того, чтобы то, что «он узнал на опыте, лучшем учителе дел, показал бы юношам с помощью разума и наставлений» 24. Творчество ученого Верджерио расценивает, таким образом, с точки зрения необходимой связи знания с жизнью. Эта связь мыслится, однако, не только как приобщение к опыту и мудрости, но и как нравственное совершенствование, ибо знание у Верджерио теснейшим образом связано с добродетелью и порой прямо отождествляется с нею 25. Точно так же и передача знаний, реализующаяся в процессе образования, включает в себя наставление в мудрости и нравственное воспитание, и соответственно «studia liberalia» называются дисциплины, «с помощью которых развиваются и взращиваются добродетель и мудрость и благодаря которым тело и душа предрасполагаются к лучшим поступкам» 26. Образование Верджерио считает лучшим наследием и достоянием, делом первостепенной важности, о котором родители должны позаботиться в отношении своих детей 27. Ученики — один из главных результатов труда ученых- педагогов 28. В письме к Бар-цицце Верджерио выражает надежду, что добродетель того не бесплодна, поскольку, обучая юношей, он передает им знание риторики и выпускает умеющих говорить по правилам красноречия, а кто красноречиво говорит, тот должен и жить добродетельно 29. Верджерио еще не подчеркивает общественного характера деятельности ученых-педагогов. Она представляется ему частным делом по сравнению с государственными и военными занятиями, имеющими своей целью общее благо30. Однако лишенная чистого созерцания, эта деятельность отвечает требованиям активной жизни, за которую ратует гуманист, и, соединяя в себе передачу знаний и нравственное воспитание, несомненно приближается к общественному служению. злых демонов, а Рим надо вообще превратить в большие развалины, раз в нем столько памятников древности и старой религии (Epist., LXXXI, р. 197). В письме-трактате о римских древностях «De statu veteris et inclytae urbis Romae» он скорбит по поводу гибели выдающихся древних зданий, мрамор и камни которых пережигают в печах на известь, чтобы не везти издалека строительный материал (Epist., LXXXXIII, р. 216). ^ «De ingenuis moribus», С4. Ibid, XXXX, p. 88; «De ingenuis moribus», B2. «De ingenuis moribus», C4. и 4bid D« 26 28 Ibid., В; Epist., LXXVII, p. 183; СХѴИП, p. 312. 29 £Pist CXXXVIII, p. 375—376. 30 £id CXXXIII, p. 352. H id, XXXXIV, p. 99.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes