На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 345

В каких формах проявляется умственный труд и каковы его цели в представлении гуманиста? Верджерио говорит о научной и педагогической деятельности, понимая их в неразрывном единстве. «И мы делаем нечто, когда сидим под крышами учебных заведений, когда учим и исследуем сами, создавая движением мысли нечто достойное о разуме, природе, нравах... Тем, что мы создали что-то своим умом или сохранили в памяти многие знания, мы достигли высшего» 15. В деятельности ученых-педагогов Верджерио выделяет собственно творчество, сохранение знаний и их передачу. О собственно творческой функции людей умственного труда и об их роли в сохранении культурных ценностей у Верджерио есть целый ряд высказываний, где речь идет в основном о предмете, наиболее интересующем гуманиста, — о «studia humanitatis». Верджерио глубоко убежден, что «для сохранения памяти о прошлом более всего необходимы памятники письменности, в которых описываются деяния людей, превратности судьбы, редкостные творения природы и обо всем этом содержатся суждения времен. Передаваемое человеческой памятью мало-помалу исчезает, едва превышая век одного человека. То же, что хорошо вверено книгам, остается вечным...»16 Отсюда высокая оценка труда писателей, поэтов, историков — «божественных умов», без труда которых не может быть долгой, а тем более вечной, памяти о каком-либо деле17. И поскольку памятники письменности и книги, создаваемые историками и писателями, являются «верной памятью о событиях и всеобщей кладовой всех знаний», «мы должны позаботиться о том, чтобы взять их у предков; и если мы сами ничего не в состоянии сочинить, мы должны целыми и невредимыми передать книги потомкам; тем самым мы позаботимся о полезном для тех, которые будут после нас, а тех, которые ушли, мы вознаградим своим трудом»18. Верджерио обвиняет свое время и предшествующие века, в течение которых была допущена гибель многих прославленных трудов выдающихся авторов 19. Поэтому гуманист приветствует инициативу Флоренции по «спасению гибнущих наук Греции и насаждению их в Италии» и одобряет приглашение во Флоренцию Эмануила Хризолора20. Гуманист защищает от забвения и уничтожения не только духовную культуру; одним из первых среди гуманистов он проявляет беспокойство по поводу состояния памятников материальной культуры 21. 15 Epist., XXXXIV, p. 99. 16 «De ingenuis moribus», D3. 17 Epist., LXXXI, p. 192. 18 «De ingenuis moribus», D4. 19 Ibidem. 20 Epist., LXXXXVI, p. 244. 21 В инвективе против Малатесты он дает резкую отповедь Карлу Малатесте, повелевшему снять статую Вергилия в Мантуе. Он негодует по поводу того, что основанием к этому могло послужить то, что Вергилий — язычник и потому недостоин статуи. Позорный акт Малатесты напоминает ему действия тех, которые, видя в храмах образы иудеев и язычников, мучающих Христа, обезображивают ради религиозного благочестия их изображения. Тогда, говорит гуманист, должны быть уничтожены на стенах храмов и образы Пилата, Ирода,


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes