|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 344
сходство в том, что всем им присущи как наслаждение, так и тяжелый труд, в них нет места
праздности, так что никакому бездельнику в эти сферы нет дороги 10.
Настойчивая защита умственных занятий как упорного труда создает впечатление, что Верджерио
полемизирует с невидимым противником, опровергающим подобный взгляд. Очевидно, это спор с
обыденным взглядом на научные занятия, с недоверием трудовых слоев общества к созерцанию,
скомпрометированному монахами. В заявлениях гуманиста видно стремление отстоять умственный
труд, сделать его в глазах общества важной сферой жизнедеятельности. Убедить же предприимчивое
и деятельное общество эпохи Возрождения в значимости этого рода занятий можно было, доказав,
что они — тоже труд. И как специфическое качество этого труда, роднящее его с более высокими
сферами деятельности, подчеркивается присущее ему наслаждение.
Оценивая умственные занятия как труд, Верджерио, однако, высказывается против чистой науки и
считает, что человек не должен целиком отдаваться созерцанию, так как он тогда становится дорог
только самому себе и мало полезен государству 11. Для Верджерио заниматься философским
познанием мира — великое дело, более великое — жить согласно философии, самое же превосходное
— соединение того и другого12.
Вот поэтому-то Верджерио выступает так активно в сочинении, написанном им в форме письма от
имени Цицерона Петрарке, против обвинений, направленных в его адрес Петраркой. Позиция
Цицерона, ученого, принимавшего активнейшее участие в государственной жизни и затем в
гражданской войне, представляется ему справедливой и необходимой, гражданским долгом ученого13.
Подобное отношение к умственному труду определяется у Верджерио, на наш взгляд, рядом
обстоятельств. Важную роль среди них играют защищаемый им принцип деятельной жизни и его
гражданская позиция, сформировавшаяся под сильным влиянием гражданских идей Флоренции и их
наилучшего выразителя — Салютати и; в дальнейшем эта позиция нашла питательную среду в Падуе,
где традиции демократических свобод долго сохранялись и при тирании Каррар. Наряду с этим на
Верджерио оказало влияние и распространившееся в эпоху Возрождения гуманистическое
представление о благодетельной роли знания, способного силой мудрости и нравственного влияния
устроить мир наилучшим образом. Сказались, очевидно, и недостаточная расчлененность
общественной практики и не вполне сложившаяся в силу этого обособленность умственного труда
даже в сознании его носителей.
\* Epist., XXXXIV, p, 99.
Petri Pauli Vergerii. De ingenuis moribus ac liberalibus studirs libellus (далее—«De ingenuis moribus»).— In: P. P. Vergerii. De
nobilium puerorum edu-catione libellus gravissimus. Lipsiae, 1604, E2.
Î Epist., XXXXIV, p. 100.
и Jbid., p. 438—439, 444. «. Baron. The crisis of the early Italian Renaissance, v. I. Princeton, 1955, p. 102—104.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|