На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 343

В умственных занятиях Верджерио пропагандирует упорный и самоотверженный труд, всецело поглощающий человека. Гуманист уверен, что люди не рождаются мудрыми и учеными, но приобретают все «studio atque industria». Как в физическом труде, так и в умственном необходимы прежде всего упражнение и усердие; чем неутомимое трудятся, например, в ораторском искусстве, тем красивее получается речь 2. В занятиях моральной философией и ораторским искусством, которые Верджерио выбрал для себя, он намерен, как он сам заявляет, проливать пот, и ни натиск судьбы, ни случайность не отвратят его от этого намерения 3. Мысль о преданности своим занятиям повторяется неоднократно. Своих корреспондентов — собратьев по умственному труду — Верджерио постоянно убеждает настойчиво трудиться, не оставляя начатого, ибо только этим путем, пройдя через все лишения и трудности, можно достигнуть высот. Как пример для подражания он называет некоего Якоба де Фирме, которого ничто не может отвлечь от честных трудов 4. Похвалы же друзей в адрес самого Верджерио подстегивают его и заставляют предаваться самобичеванию: он инертен и медлителен по сравнению с другими; он столько дней провел праздно и столько ночей проспал 5, а ночь для неутомимого Верджерио «подобна смерти», ибо «во сие исчезает все время». Одно из писем Верджерио рисует его трудовую жизнь в Падуе. Каждое утро он поднимается рано, задолго до рассвета, сидит при свече с книгами, готовясь к занятиям; затем идет на занятия, где сначала опрашивает учеников, потом читает 2—3 лекции. В таких трудах проходит весь день. А если случается время для отдыха, то обычно это прогулка во дворике или под крышей. Первая часть ночи снова посвящена занятиям.... В этой «жажде познания, в столь сильном стремлении к науке и славе, в столь усердных упражнениях в литературной деятельности» 6 проходит жизнь гуманиста Верджерио, девизом к которой могут стать его слова, сказанные другу: «vigila et labora» 7. Вспоминая, как он изучал греческий язык, Верджерио говорит, что этот устрашающий многих труд никогда не казался ему наказанием 8. Более того, свою нелегкую жизнь, усиленные занятия, бессонные ночи Верджерио называет одновременно и большим наслаждением 9. Такие заявления очень характерны для него. «Проливать пот в научных занятиях» и «жить в них с радостью» — для Верджерио не противоположные вещи. Наслаждение, присутствующее в умственных занятиях, не означает, однако, что они — праздность и досуг. В этом отношении Верджерио считает возможным сравнить умственные занятия с государственной и военной деятельностью и находит 2 «Epistolario di Pier Paolo Vergerio», a cura di L. -Smith (далее — Epis t.). Roma, 1934, LXXV, p. 177. 3 Epist., XV, p. 30; см. также XXXXIV, p. 100. 4 Ibid., CXXII, p. 204. 5 Ibid., XV, p. 29. 6 Ibid., XXXXVI, p. 107. 7 Ibid., LXXXII, p. 204. 8 Ibid., LXXXXVI, p. 245. 9 Ibid., XXXXIV, p. 98.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes