|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 342
ГУМАНИСТ ПЬЕР-ПАОЛО ВЕРДЖЕРИО ОБ УМСТВЕННОМ ТРУДЕ И
УЧЕНЫХ
Я. В. РЕВЯКИНЛ
В сочинениях гуманистов и особенно в их письмах можно часто встретить размышления о
собственных занятиях и их целях, обоснование общественной значимости этих занятий. Подобные
размышления тем интереснее, что относятся к эпохе, когда интеллектуальная деятельность —
основная сфера приложения гуманистических сил и талантов — все сильнее обособляется, выделяясь
из других областей жизнедеятельности, постепенно обретает свою функцию и свою специфику и
начинает признаваться обществом как самостоятельная сфера. Наиболее существенной и характерной
чертой этого явления является секуляризация интеллектуальной деятельности и ее носителей. Имея
свои предпосылки и некоторые успехи в развитом средневековом обществе \ все эти процессы
развертываются в полной мере только в эпоху Возрождения. Важную роль в них играли гуманисты,
деятельность которых способствовала становлению самосознания интеллигенции эпохи Возрождения.
Источник, с помощью которого можно продемонстрировать основные направления процесса
становления самосознания гуманистической интеллигенции, — переписка гуманиста Пьера-Паоло
Верд-жерио (1370—1444). Большая часть этой переписки приходится на период с 1389 по 1405 г.,
наиболее плодотворное время в творчестве Верджерио, занятого в эти годы преподавательской и
научной деятельностью в Болонском и Падуанском университетах. Позже Верджерио отошел от
преподавания и перешел на службу в римскую курию, а в 1417 г. уехал вместе с императором
Сигизмундом в Венгрию, где сыграл видную роль в развитии гуманизма.
Из других источников для решения поставленного вопроса можно привлечь трактат Верджерио
«De ingenuis moribus» (ок. 1402 г.) —образец гуманистической педагогики.
В своей переписке ученый и педагог Верджерио решает вопрос о своем призвании, защищает
необходимость умственных занятий для общества, рисует идеал ученого.
1 /. Le Goff. Les intellectuels au moyen âge. Paris, 1957.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|