|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 341
судьбой, люди властвуют над ней в самих себе, обретая силу духа, в признании исключительности
духовных потенций человека, их самоценности и первенствующей роли в его судьбе особенно
очевидны гуманистические позиции Альберти. Они сквозят и в общем построении его этической
концепции, и в подчеркивании социального момента высшей моральной цели и назначения
человеческого бытия.
С его точки зрения, в этическом плане все люди равны и едины, ибо каждый способен и должен
стремиться к воплощению в жизни высоких качеств характера, изначально данных в потенции
каждому.
Поскольку собственно человеческие свойства едины для всех, их моральная оценка социальна,
принадлежит обществу, и только с ней должно соотноситься поведение личности. Поэтому главным
критерием этой оценки оказывается деятельность на пользу общества, не исключающая, но скорее
предполагающая пользу и для самой личности (обогащение разума знанием, внутренняя свобода и
душевное равновесие как итог добродетели).
Таким образом, подход Альберти к решению проблемы человек — фортуна раскрывает
гуманистические принципы, положенные в основу всей его концепции морали. Не будучи
оригинальным во многих суждениях, касающихся разума и добродетели — здесь отчетливо звучат
аристотелевские идеи, — равно как и в понимании роли человека в противоборстве с судьбой,
близком к концепции стоиков, Альберти интересен прежде всего целостной гуманистической
системой взглядов, построенной на светских началах и во имя практической цели — воспитания
молодого поколения на принципах нового мировоззрения.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|