На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 339

стеб, не пренебрежет неудобствами, не будет избегать опасностей» 70. Он «получает удовольствие от благодеяний, ему приятна сама мысль о честных вещах, он предается делам весьма похвальным, совершая их с прекрасной надеждой на счастливый успех», и приобретает ни с чем не сравнимую награду — бессмертную славу 71. Как видим, и в этом трактате Альберти подчеркивает активный, действенный характер добродетели, ее общественный смысл, направленность прежде всего на блого других людей. Результат добрых устремлений человека может быть хорошим — достижение пользы для самого человека, очень хорошим—когда пользу извлекаешь не только сам, но многие другие, и самым лучшим— когда польза принесена прежде всего другим добронравным и дело удостоено похвалы солидных и мудрых людей72. Поскольку добродетель (virtù) и добронравие (buon costume) составляют нечто единое (добродетель — это не что иное, как высшая доброта) — то и в определении virtu Альберти считает необходимым еще раз подчеркнуть ее социальный смысл 73. Он видит в ней всякую деятельность и расположение души, направленные на свершение хороших дел, достойных похвалы 74. Активная доброта, справедливость (жить, не причиняя никому вреда), умеренность и постоянство, — все эти и прочие добродетели ведут человека к почету и славе, ибо «почет — награда за добродетель» 75. Почет же означает признание обществом достоинств личности. Но он не снимает самостоятельной ценности добродетелей, ибо они превосходят все прочие свойства человеческой души 76. Учитывая и личную, и общественную ценность добродетели и добронравия, Альберти приходит к твердому убеждению, что «в действительности ничего не найдешь столь прекрасного само по себе, как добродетель, и столь полезного на протяжении всей жизни, как доброта» 77. Потому и счастья достичь можно лишь на этом пути — «творя добро и поступая добродетельно» 78. Но если счастье зависит от самого человека, от того, насколько он добр и добродетелен (и тем заслужил славу и принес пользу обществу), то стоит ли пасовать перед фортуной и огорчаться из-за ее прихотей? Человеку достанет сил вступить с ней в противоборство и в конечном итоге победить, даже если результатом этой победы будет лишь душевное равновесие и спокойствие. Таков основной смысл рассуждений Альберти о разуме и добродетели, в которых он видит главную силу человека в борьбе с судьбой. Проблема человек — фортуна находит у Альберти четкое решение, хотя и не в равной мере детальное, если иметь в виду обе стороны 70 Opere volgari, t. 3, p. 60. 71 Ibid., p. 60-61. 72 Ibid., p. 63. 73 Ibid., p. 9И. 74 Ibid., p. 94. 75 Ibid., p. 97, 101. 76 Ibid., p. 101. 77 Ibid., p. 144, 78 Ibid., p. 95. «.... facendo bene e adoperandoti in virtù».


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes