|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 337
В благоразумном поведении как бы реализуется мудрость человека, высокие свойства его разума,
что указывает на тесную связь главных потенций человеческой души — ума и добродетели.
Существует взаимосвязь и между добродетелями. Благоразумию сопутствуют умеренность
(temperanzia), справедливость (giustizia) и стойкость (fortitudine). Если умеренности «противны
преувеличенность и незрелость твоих слов и дел, то справедливость — блеск и сияние всех
добродетелей» — обвиняет человека в утрате мужественности и правильного образа жизни54. Все эти
добродетели — и особенно мужество — укрепят силы попавшего в беду, поднимут его и вернут к
полноценной жизни55.
Человек может приспосабливаться к тяжелым обстоятельствам, и это происходит тем быстрее,
чем успешнее он совершенствуется в добродетелях66. Но добродетель не вырастает сама — необходимо
питать ее действием, активным занятием, в котором проявляются настойчивость, упорство, мысль
человека и которое делает его труд достоянием потомства57.
Итак, в трактате «О спокойствии души», из которого почерпнуты все вышеприведенные
рассуждения о роли добродетелей, Альберти утверждает идею о силе и могуществе высоких свойств
человеческой души (благоразумия и умеренности, справедливости и мужества) в борьбе человека с
фортуной. Подчеркнута и важная мысль об активном характере добродетелей и неразрывной связи их
с разумом и творчеством.
В жизни человека добродетель оказывается не менее значимой, чем разум, в равной мере
определяя путь к счастью и блаженству. Альберти развивает это положение в трактате «О семье».
Душа человека, полагает он, нуждается в покое, равновесии и правдивости, т.е. в вещах, рождающихся
от разума и добродетели, подобно тому, как здоровье тела зависит от чистой и умеренной жизни58.
Добродетели и разум рождают в душе спокойствие, делают ее свободной и счастливой 59. Не только
вкупе с разумом, но и «сама добродетель может сделать блаженным и счастливым того, кто всей
душой и всеми силами направляет себя к тому, чтобы следовать и соблюдать всякое предписание и
правило, отдаляющее от пороков....»60
И еще важно, что добродетель общедоступна. Она не зависит ни от бедности, ни от богатства —
добродетельным может стать всякий, кто пожелает и приложит к тому усилия61. «Добродетелью не
обладает лишь тот, кто не желает ее иметь», — утверждает Альберти62.
54 Opere volgari, t. 1, p. 113.
55 Ibid., p. 113—114.
56 Ibid., p. 46.
57 Ibid., p. 48.
58 L. S. Alberti, v. I, p. 148.
59 Ibidem.
60 Ibid., p. 24.
61 Ibid., p. 266.
62 Ibid., p. 9. «Non ha virtù se non chi non la vuole».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|