На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 336

ные силы, которыми он наделен от природы и которые выделяют и возвышают его над прочими творениями бога 42. И поскольку человек столь богат и могуществен душой, его удел — не печалиться, предаваясь покою, а вершить великие дела, извлекать пользу из добродетели, быть счастливым 43. Завершая рассуждение о добродетели, Альберти утверждает: человек живет, чтобы пользоваться вещами, быть добродетельным, т.е. стать счастливым, а значит — и добрым по отношению к людям и тем угодным богу 44. Итак, активная добродетельная жизнь на пользу себе и людям — основа счастья и благополучия общества, цель человеческого бытия. Высшая этическая цель обращена у Альберти к реальной жизни, где главным оказывается творчество, извлечение пользы из всего, что окружает человека, и добродетель, оборачивающаяся благом по отношению к другим. При этом последняя обретает подлинный смысл лишь в активности, помогая человеку и в «совершении великих дел», и в «использовании вещей», а в конечном счете — и в борьбе с фортуной. «Virtù» — надежная опора в этом противоборстве уже потому, что судьба не может лишить человека даже малейшей добродетели, которая сама способна завоевать высшую похвалу и бессмертную славу45. Добродетель — достояние каждого человека, и «только тот лишен ее, кто не хочет ее иметь»46. К добродетели люди склонны по своей природе 47. Она — такой же дар человеку, как и разум, и такая же сила в его жизненной борьбе. Среди свойств души, составляющих комплексное понятие virtu, Альберти выделяет благоразумие (prudenzia) 48. Благоразумие — добродетель, ближе всего стоящая к разуму; это понимание блага и зла. В жизни человека «разум значит больше, чем фортуна, благоразумие — больше, чем случай» 49. Оно руководит людьми в самых трудных жизненных обстоятельствах 50. В каждом большом деле было бы неосмотрительным исключать вмешательство фортуны, но важно «умерять его благоразумием» 51. Даже если дела обернутся плохо, благоразумие не позволит человеку «предаваться печали, от которой нет пользы» 52. Никогда не следует забывать, чтобы не оказаться в полной власти судьбы, что в жизни огромное значение имеют благоразумие и труд. Эту моральную сентенцию мы находим и в известном сочинении Альберти «Фатум и фортуна» из цикла «Застольных бесед» 53. 42 L. В. Alberti, v. I, р. 133. 43 Ibid., р. 133—134. 44 Ibid., р. 134. 45 Ibid., р. 9. 46 Ibidem. 47 Ibid., p. 63. 48 Ibid., p. 9. 49 Ibidem. " Ibid., p. 136. 55' Ibid., p. 146—147. 5* Opere volgari, t. 1, p. 113 L. B. Alberti. Fatum et Fortuna in «Prosatori latini del quattrocento», a cura di E. Garin. Milano — Napoli, 1952, p. 644—657.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes