На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 335

Способность к знанию дана человеку от природы, поэтому за ошибки и неудачи следует винить не свой разум, а свое нерадение в приобретении мудрости 35. Богатства разума и знания недостаточно использовать для личного блага — нужно стремиться к тому, чтобы пробуждать разум в других, помогать людям стать добродетельными (осознать смысл добра и зла) и свершить все, на что они способны 36. Итак, знание оказывается не только могучей индивидуальной силой, но приобретает в концепции Альберти и глубокий социальный смысл. Оно — достояние всего общества и важное условие раскрытия всех его потенций. Именно поэтому образованность является главным критерием славы и общественного признания отдельных фамилий 37. А семья для Альберти—основная ячейка социального организма, сфера воспитания молодого поколения в духе новых, гуманистических идей. В «Домострое» звучит призыв к юношам: «Учитесь, читайте, слушайте учителей, рассуждайте вместе с другими овладевающими знаниями людьми о вещах похвальных и полезных для добродетельной и счастливой жизни, устраивайте совместные диспуты, ищите истину, исследуйте причины и законы вещей и явлений»38. Общественная ценность наук велика — они раскрывают смысл добра и зла, принципы устроения государств, пути к достижению общего блага 39. В концепции Альберти стремление к знанию — долг каждого человека и перед самим собой, дабы стать господином своей судьбы, и особенно перед обществом. Несмотря на исключительную роль разума, мудрости, знания в жизни человека, в его самоутверждении и воздействии на окружающий мир, человеческие потенции ими не исчерпываются; в противоборстве с силами судьбы крайне важны и добродетели (virtù), красота и благородство души. Проблема добродетели, одна из центральных в этике, занимает Альберти уже в ранних его сочинениях — трактатах «О семье» и «О спокойствии души». В неблагоприятных случаях следовало бы просить у бога мудрости и добродетели, подчеркивает Альберти в трактате «О спокойствии души», — и тогда тебе явится благоразумие и запретит упорствовать в печали, от которой нет никакой пользы 40. «Ободрись и помогай сам себе, — наставляет он, — настройся на победу и с помощью добродетели ты победишь, если захочешь.... Превратности судьбы учат тебя быть терпеливым, терпение укрепит мужество, а благодаря мужеству побеждают, побеждая же, ты в каждом сражении становишься сильным и непобедимым»41. Благоразумие, терпение, стойкость, мужество — таковы добродетели, помогающие человеку в его жизненной борьбе, в схватке с фортуной. К ним следует присовокупить умеренность, щедрость, справедливость и другие качества, украшающие человека и формирующие его душек 35 Opère volgari, t. 3, p. 54. 36 Ibid., p. 121—132. 37 Ibid., p. 55. 38 Ibidem. 39 Ibid., p. 55—56. 4° Ibid., t. 1, p. 113. 41 Ibidem.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes