На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 334

вии, но не ублажать его 26. В гармонии души и тела примат принадлежит разуму; его следует развивать, совершенствовать и возлагать на него главную надежду в критические моменты. Не на бога (хотя, конечно, можно взывать к богу), а прежде всего на самого себя, на свой разум должен надеяться человек в тяжелых жизненных обстоятельствах 27. Равно и ниспослания удачи можно желать от бога,«но собственными силами — занятиями, усердием, мы достигаем мудрости, изящества души и славы хорошо образованного ума» 28. Итак, и достижение удачи, и победа над неудачами заключены в возможностях самих людей—бог лишь помощник им в их способности использовать разум, обогащать его знанием, руководствоваться им во всех случаях жизни. Поскольку в борьбе с превратностями судьбы человеку прежде всего помогает разум, — знание и мудрость следует предпочесть всему прочему 29. Мудрость позволяет осознать неизбежное и извлечь урок даже из неудачи. Всегда нужно иметь в виду, рассуждает Альберти, что фортуна властна над всеми смертными, но пусть это не печалит нас, а заставит лучше подготовиться к тому, чтобы покорно перенести волю случая. Из случившегося мы извлечем пользу и вооружимся против будущих превратностей судьбы 30. В разумном приятии неизбежного, в понимании объективной необходимости событий, т.е. в осознании могущества судьбы, Альберти видит важный источник сил человека в противоборстве с фортуной. В «Домострое», написанном на склоне лет, Альберти особенно подчеркивает роль мудрости и знания. Потенции разума реализуются в мудрости, а мудрость достигается обучением, накоплением знания. Если отбросить то общее, что роднит человека с прочими смертными, а именно — способность жить, двигаться, чувствовать и т. д.,— то исключительным свойством человека остается способность постигать причины вещей, оценивать собственное поведение, иными словами — способность к знанию (dottrina) 31. Ценность знания выше любых богатств и стоит любых усилий. Оно всегда полезно человеку, и если он достиг знания, то навсегда им овладел 32. Преимущества знания очевидны — оно позволяет отличить добро от зла, сохранять честность и приносить пользу семье и обществу 33. Знание помогает избежать ошибок, исключает случайное мнение или необдуманное желание из числа побудителей человеческих поступков и дает волю только разуму 34. 26 Opère volgari, t. 1, p 36—37. 27 Ibid., p. 113. 28 «La fortuna buona ben possiamo noi appetire dagli dii; ma da noi, dal nostro studio, da nostra diligenza impetreremo sapienza, ornamenti d'animo, e Iode di ben composta mente». — Ibidem. 29 L. B. Alberti, v. I, p. 25. 30 Opère volgari, t. 3, p. 34. 31 Ibid., p. 44—48. 32 Ibid., p. 50. 33 Ibid., p. 55. 34 Ibid., p. 66.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes