|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 333
Очевидно, что стремление к свободе заложено в человеке от природы и делает его до определенной
степени независимым от внешнего мира. Разум оказывается важнейшим условием этой
независимости, ибо он определяет и «свободное движение души» и возможность поставить на службу
человеку время.
Здесь звучит лейтмотив всей этики Альберти — мир подвластен человеку. Он—господин и
окружающей его материальной реальности, и собственного бытия, данного ему во времени. Но
свобода от внешнего мира и господство над ним есть прежде всего осознание возможного и
невозможного, разумное управление желаниями.
Человек может столько, замечает Альберти, насколько его желания определены разумом 18. Не
следует желать невозможного; лучше пренебречь тем, что не дано судьбой, и желать того, что она
уступает19. Поступать иначе было бы безумием, рабством, несчастьем 20.
Таким образом, разум позволяет установить равновесие между желаниями человека и
объективной возможностью их осуществления. Это равновесие, гармония человека и мира —
необходимое условие свободы, которая есть не что иное, как разумное приспособление к
действительности. Альберти ставит человека в тесную связь с внешним миром, наделяя его
способностью властвовать, но подчеркивая, что власть его не должна выходить за пределы возможного
— гармонического равновесия человека и мира. И главное, что условие и гармонию этого равновесия
Альберти, как истинный гуманист, ищет не вовне, а в самом человеке, в его разуме.
Эти мысли мы находим не только в трактате «О семье». Альберти развивает их и в сочинении «О
спокойствии души». Разум — не только сила в борьбе с судьбой, но одновременно и преграда
желаниям, сбивающим человека с истинного пути. Возможности души, мысли и страсти — во власти
самого человека, его разума 21. Поскольку разум призван руководить поступками людей, дабы сделать
последних независимыми и счастливыми, необходимо осознать его ведущую роль и целенаправленно
следовать по пути познания истины22. «Будем упражнять и настраивать нашу душу против
превратного случая, во-первых, размышляя и познавая самих себя, а затем думая о бренных вещах и
оценивая их не по ошибочному мнению, но в соответствии с истинностью разума» 23. К истине ведет не
мнение, основанное на поверхностном впечатлении, а разум, обогащенный знанием 24. Поэтому и
«жить надо, — замечает далее Альберти, — не для тела, а для нас самих, т.е. хорошо использовать наш
разум» 25. Это, однако, не означает пренебрежения к телу—важно поддерживать его в здра-
18 L В. Alberti, v. I, р. 50.
19 Ibid., р. 149.
20 Ibidem.
21 Opère volgari, t. 1, p. 19—20, 33.
22 Ibid., p. 30—31.
23 Ibid., p. 31.
24 Ibidem.
25 Ibid., p. 36.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|