На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 332

ниманию назначения человека, его отношения к обществу, способности к достижению счастья. По сути говоря, трактат «О семье» — самый значительный из этических сочинений Альберти — задуман как ответ на глубоко волновавший его вопрос, поставленный в предисловии: «действительно ли судьба столь могущественна в человеческих делах, даровано ли ей это высшее право своим непостоянством и неустойчивостью разрушать выдающиеся семьи?»9 Неужели в полной власти судьбы оказывается все то, что с таким трудом добыто человеком?10 И нельзя ли противопоставить судьбе науку жизни — «buone e santé discipline del vivere»?11 Ответ прост: «Не во власти судьбы.... так легко побеждать того, кто не хочет быть побежденным. Фортуна выигрывает только у того, кто ей покоряется»12. Волю судьбы Альберти ограничивает волей, казалось бы, подвластного ей человека. Значит, в это противоборство вступают скрытые потенции человека, силы, возвышающие его над окружающей природой, его собственные, индивидуальные достоинства. Эта мысль всегда сквозит в рассуждениях Альберти о фортуне и человеке. Первая и главная сила заключена в человеческом разуме, ибо природа наделила его способностью к познанию окружающего мира и пониманию тайных и безграничных причин происхождения и назначения вещей, а также дала ему удивительную божественную силу отличать во всем хорошее от плохого13. Разум, интеллект выделяют человека из прочего мира, позволяют ему побеждать любое другое одушевленное существо14. Эти мысли Альберти формулирует во второй книге трактата «О семье», присоединяясь к мнению тех, кто считает, что человек рожден, чтобы быть угодным богу, узнать изначальный и истинный смысл вещей, которые являют себя в таком разнообразии, простоте и гармонии, и, наконец, чтобы возблагодарить бога за то, что он создал Вселенную на пользу человеку 15. Окружающий мир может служить человеку, ибо последний способен познать его; это — главное, что выделяет человека из прочих существ и наделяет силой в борьбе с фортуной. Но этого мало. Альберти стремится подчеркнуть всепроникающее значение разума, его по сути безграничную власть. Три вещи принадлежат человеку и даны ему от природы, полагает он, —душа, тело и время. Движения человеческой души свободны — хочет того фортуна или нет. Тело создано природой как инструмент, подчиняющийся душе,— человек распоряжается им так же свободно, как и душой. И, наконец, время — если оно используется разумно, деятельно,— принадлежит человеку16. Кто умеет использовать время, тот будет хозяином всего того, что он пожелает 17. 9 L. В. Alberti, v. I, р. 4. 10 ibid., р. 6. 11 Ibid., р. 4. 12 Ibid., р. 6. 13 Ibid., р. 45. 14 Ibid., р. 131. " Ibid., р. 132—133. * Ibid., р. 168—169, 173. 17 Ibid., р. 214.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes