|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 331
крупнейших исследователей проблем ренессансного мировоззрения, Альберти занимает особое место
среди итальянских гуманистов XV в. Интересна его концепция морали, в основе которой лежит
понимание добродетели как активного блага, направленного на пользу человека и общества. Гарэн
обращает внимание и на решение проблемы соотношения сил человека и фортуны: фатальной
неизбежности Альберти противопоставляет силы разума и творческую активность человека4.
Эта важная этическая проблема, характерная для гуманистической мысли эпохи Возрождения,
заслуживает специального исследования. В комплексе этических идей Альберти тема фортуны
органически сплетается с учением о роли разума и добродетелей, с проблемой индивид — общество, с
педагогическими идеями и концепцией семьи.
Альберти рассматривает этические идеи во всей их широте и многоплановости, не выделяя,
однако, ни одну из них как объект специального анализа. Это вполне соотносится и с общей
целенаправленностью его трактатов — дать цикл моральных сентенций, стоящих в едином ряду
общей концепции и играющих прежде всего воспитательную роль; как правило, они носят форму
назиданий старших молодому поколению. Интересующей нас проблеме противоборства человека с
фортуной Альберти не посвящает специального трактата (если не считать литературной миниатюры
«Фатум и Фортуна» из цикла «Застольные беседы»), но обращается к ней в разные периоды творчества.
Мы встречаем эту проблему и в ранних трактатах Альберти—«О семье» (Delia famiglia libri 4),
написанном в 1438— 1441 гг.5, «О спокойствии души» (Delia tranquillité dell* animo), относящемся к
1442 г.6, и в цикле «Застольных бесед» (Intercoenales), составлявшемся в разные годы его творчества7, и,
наконец, в одном из последних сочинений—«Домострой» (Deiciarchia), законченном около 1470 г.8
Не задаваясь целью проследить эволюцию взглядов Альбертина решение вопроса о соотношении сил
человека и фортуны и не затрагивая многих важных сторон его общей этической концепции,
ограничим рамки данной статьи попыткой выявить позиции гуманиста по одной из важных
моральных проблем, служившей ключом к поtinello. Leon Battista Alberti. Una visione estetica del mondo e della vita.
Fi-renze, 1962; Leon Battista Alberti. I libri della famiglia, a cura di R. Romano e A Tenenti. Torino, 1969, Introduzione, p. VII—XL.
4 E. Garin. L'Umanesimo italiano Bari, 1958, p. 72—77; idem. Scienza e vita civile nel Rinascimento italiano. Bari, 1962, p. 48, 50; idem.
Storia della filosofia italiana, v. I. Torino, 1966, p. 345—348; idem. L'età nuova. Napoli, 1969; idem. Venticinque «Intercenali»
inédite e sconosciute di Leon Battista Alberti, «Bel-îagor», XIX, 1964; idem. Dal Rinascimento all'Illummismo. Pisa, 1970, p. 67—70.
5 L. B. Alberti. Opère volgari, v, I. I libri della famiglia, Cena familiaris, Villa, a cura di C. Grayson. Bari, 1960 (далее — L. B.
Alberti).
6 Opere volgari, t. 1. 1844, p. 7—130.
7 «Leonis Baptistae Alberti opera inedita et pauca separatim impressa», a cura di H. Mancini. Florentiae, 1890, Intercoenalium, p.
125—235; Leon Battista Alberti. Intercenali inédite, a cura di E. Garin. — «Rinascimento», Firenze, 1964.
8 Opere volgari, t. 3. Firenze, 1846.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|