На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 329

В течение XIII—XIV ее. меняются и способы расположения миниатюр. Вплоть до середины XIII в. миниатюра была тесно связана с инициалом. Последний как бы служил рамкой, в которую заключена сценка, иллюстрирующая текст. Иногда таких сценок было несколько. Так, роскошный, занявший целую страницу инициал В в псалтыре начала XIII в. включает две миниатюры: верхняя изображает коронование богородицы; нижняя —борьбу Давида с Голиафом69. Инициал J в рукописи, содержащей сочинение Петра Коме-стора «Изложение Библии», включает 7 круглых медальонов с изображениями сцен мироздания70. Со второй половины XIII в. миниатюра постепенно отделяется от инициала. Обычно она предшествует ему, открывая части или главы книги. При этом художники отдают предпочтение не круглым, а прямоугольным рамкам, широко используя в их оформлении архитектурные элементы71. В рукописях конца XIII— первой половины XIV в. часто объединяются вместе несколько миниатюр: по два, три, четыре клейма (их число доходит до восьми)72. Эти серии миниатюр не только иллюстрируют текст, но иногда и дополняют его. В эволюции готической миниатюры начинают проявляться тенденции (самостоятельность художника в разработке сюжетов; совершенствование технических приемов, выразившееся в овладении перспективой и в точном моделировании фигур людей и животных; придание лицам изображаемых людей черт портретного сходства), которые, развиваясь, в дальнейшем превратили миниатюру в одну из предшественниц станковой живописи. Итак, анализ особенностей книжного оформления во Франции в XIII—XIV ее. позволяет сделать вывод о тесной связи искусства рукописной книги с городской средневековой культурой. Эта связь выразилась в чертах, характеризующих книгу как памятник материальной культуры: в формате кодексов, качестве пергамента и, как его следствие, размерах тетрадей при брошюровке, в технике линования страниц и в соответствующем новой организации производства порядке нумерации тетрадей при помощи реклам. Но особенно ярко влияние городской, прежде всего светской по своему характеру, культуры сказалось на книжной иллюминации и проявилось в развитой системе инициалов и бордюров, в светских сюжетах миниатюр, во всем гармоничном и строго соподчиненном в своих отдельных элементах декоре готической рукописи. 69 ГПБ, lat. Q. v. I 67, л. 7. 70 ГПБ, lat. Q. v. 1 229, л. 1. 71 См. VIIБ, Fr. F. v. XIV, 9; VIIБ, Fr. F. v. I 1 и др. 72 ГПБ, Fr. F. v. XIV 9.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes