На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 328

тюре, иллюстрирующая месяц январь, изображала праздничный пир; февраль — сиденье у камелька; март — весенние работы в саду (чаще всего окапывание винограда); апрель —работы в поле (пахоту); май — прогулку в лесу; июнь — покос или сбор вишен в саду; июль — жатву; август — сбор винограда; сентябрь — приготовление вина; октябрь— охоту; ноябрь — сбор желудей; декабрь— закалывание борова. В псалтырях XIII в. миниатюры календарей заключены в медальоны (круглой или овальной формы), сюжеты сцен разработаны недостаточно полно, изображения людей и животных носят в значительной степени условный характер62. В часовниках XIV—XV ее. миниатюры календарей занимают уже полстраницы, а иногда и целую страницу, их темы варьируются до бесконечности; сюжеты легализируются, включая множество бытовых подробностей; в изображениях людей, животных, предметов прослеживаются реалистические черты63. Развитие реалистических тенденций в миниатюрной живописи XIII—XIV ее. проявилось и в эволюции фонов миниатюр. В миниатюрах рукописей XIII в. преобладает золотой фон64. Технология нанесения золота на пергамент была очень сложной и требовала большего мастерства66, поэтому золотой фон встречается главным образом в роскошных кодексах литургического содержания. С конца XIII в. появляется, а в XIV в. получает широкое распространение (особенно в книгах светского и научного содержания) выполненный в цветных красках фон квадрилье, шашечный или ковровый (fonds tapis)66. Одновременно отличительной чертой парижской школы миниатюры в середине и второй половине XIV в. становятся рисунки, выполненные в одной цветовой гамме — различных тонах серого цвета (так называемые гризайли) — и соответствующие им фоны67. Наконец, с 80-х годов XIV в. сюжеты миниатюр развертываются на фоне сельских и городских пейзажей, делаются первые попытки овладения перспективой в изображении пространства68. 62 См. календари литургических книг XIII в. из собрания VIIБ: lat. Q. v. I 114, лл. 1 об. — 7; lat. Q. v. I 78, лл. 4—9, и др. 63 См. часовники: VIIБ, lat. Q. v. I 110; VIIБ, lat. О. v. I 109; VIIБ, рази. Q. v. I 8 и др. Об иллюминации часовников см. О. A Добиаии-Рождественская. Выставка западных часовников с миниатюрами в Публичной библиотеке.— «Библиотечное обозрение». Л., 1927, кн. I—II, стр. 9—18. Подробно о сюжетах миниатюр календарей, их вариантах и различных сочетаниях см. V. Leroquais. Les livres d'heures manuscrits de la Bibliothèque Nationale. Paris, 1927. 64 ГПБ, lat. Q. v. I 67; VIIБ, lat. Q. v. I 72; VIIБ, lat. Q. v. I 114; VIIБ, lat. Q. v. I 78; Biblia. XIV s. —ГПБ, lat. Q. v. I 227; VIIБ, lat. Q. v. I 229; VIIБ, lat. O. v. I 24; VIIБ, lat. O. v. I 99. 65 H. Martin. Op. cit., p. 5—6; R. Vaultier. La technique des miniatures au moyen âge. —«La France graphique», № 90, 1954, p. 10—11; Я. Я. Мокрецова. Указ. соч., стр. 120—122. 66 ГПБ, lat, Q. v. I 75; VIIБ, lat. Q. v. I 78; VIIБ, lat. F. v. 121; VIIБ, Fr. F. v. Ill 4; ^ VIIБ, Fr. F. v. XIV 2 и др. 6' VIIБ, Fr. F. v. I 1; VIIБ, Fr. Q. v. I 1. 68 Gerbert de Montreil. Roman de Violette. — VIIБ, Fr. Q. v. XIV 3; «Athis et Profilias». XIV s. — VIIБ, Fr. Q. v. XIV 4.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes