На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 325

и грифонов). Вокруг ветвей и завитков бордюра располагаются изображения различных сценок из жизни эпохи: охоты, развлечений, церковных церемоний, бытовых, пародийных, комических сюжетов (так называемые drôleries). Искусство drôleries зародилось в Артуа и Пикардии (не без влияния Англии). В последней четверти XIII в. оно широко распространилось в книжных мастерских Иль-де- Франса 46, но особого развития достигло в первой половине XIV в. в творчестве парижского миниатюриста Жана Пюселя и его учеников 47. Мода на drôleries сохраняется до 80-х годов XIV в., когда они окончательно вытесняются цветастой рамкой, заполнившей все свободное пространство полей. Таким образом, наличие в рукописи drôleries позволяет ограничить ее датировку пределами конца XIII—80-х годов XIV в. Сюжеты сценок, расположенных на полях, и их персонажи были очень разнообразны. Перечислим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в изученных нами рукописях VIIБ: собака, преследующая зайца 48; гротесковые изображения птиц, обезьян 49; кошка, поймавшая мышь; собаки с топориками 50; акробаты и жонглеры, демонстрирующие свое искусство 51; драконы, химеры, фантастические существа с человеческими лицами 52. В свои маленькие пародийные сценки на полях книги средневековые живописцы вкладывали иносказательный смысл, хорошо понятный современному им читателю. Так, изображая обезьян, одетых в рыцарские доспехи и скачущих на козле и олене навстречу друг другу с копьями наперевес, художник высмеивал воинственный пыл рыцарей (см. рис 4) 53. Фантастическое хвостатое животное или птицу он наделял головой монаха 54. На страницы книг самого серьезного благочестивого содержания он выводил веселую толпу кувыркающихся, прыгающих, подбрасывающих мечи и тарелки жонглеров — париев феодального общества, но непременных и желанных участников всех городских празднеств и гуляний 55. Появление подобных сюжетов свидетельствует о сугубо светской направленности творчества миниатюриста XIII—XIV ее., живущего и работающего 46 Пример одного из самых ранних бордюров с рисунками на полях приводит в своей книге Ж. Перше. Это рукопись, созданная в Париже в 1280—1315 гг. (/. Porcher. L'enluminure française. Paris, 1959, p. 48). 47 H. Martin. Op. cit., p. 31—32; I. Porcher. Op. cit., p. 50—51. 48 Biblia. XIII s. — VIIБ, lat. O. v. I 172, л. 13 об; VIIБ, lat. Q. v. I 75, л. 7; ГПБ, Fr. F. v. Ill 4. 49 ГПБ, lat. F. v. I 21; VIIБ, lat. О. v. I 99; Psalterium. XIII s. —ГПБ, lat. Q. v.I 114; VIIБ, Fr. F. v. Ill 4. 50 ГПБ, lat. F. v.I 21, л. 1. 51 ГПБ, Fr. F. v. Ill 4. 52 ГПБ, lat. Q. v. I 72; VIIБ, lat. О. v. I 99; Biblia. XIII s. — VIIБ, lat. О. v. I 174; ГПБ, lat. F. v. I 33; VIIБ, Fr. F. v. XIV 9; VIIБ, Fr. F. v. Ill 4 и др. 53 См. VIIБ, Fr. F. v. Ill 4, л. 28 об. 54 ГПБ, Fr. F. v. XIV 9; VIIБ, lat. Q. v. I 72, л. 91 об; л. 123 об. 55 Известно, что церковь подвергала жонглеров беспощадному остракизму (см. об этом: Я. Л. Сидоровн. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. М., 1953, стр. 207—208).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes