На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 323

сеткой гирлянд, сплетенных из листьев, среди последних начинают появляться цветы 43. Развитой бордюр, описанный нами выше, обычно украшал инициалы первого ранга и сопровождал заставки, открывавшие книгу или ее части. Не менее тщательно оформлялись в книгах XIII—XIV ее. и инициалы второго ранга, начинавшие отдельные главы. Выполненные золотом или красками (во Франции преобладали синий и красный цвета), они украшались богатым орнаментом: плетенкой со звериными и растительными элементами. Во второй половине XIII в. начинает распространяться линейный орнамент, образованный из тончайших переплетений красных или синих линий (см. рис. 3). Отдельные отростки этого орнамента (иногда их называют усиками), выходя за пределы инициала, спускаются вдоль столбца, образуя своеобразный, так называемый ниточный или филигранный бордюр (filet-bordure). Особенно часто филигранный бордюр встречается в университетских рукописях, являясь иногда их единственным украшением Ч Наивысшее развитие этого типа бордюра приходится на конец XIII — начало XIV в. и, по мнению некоторых специалистов, является характерной особенностью рукописей, созданных в мастерских Иль-де-Франса 45. Усиление роли инициала и исходящего от него бордюра в художественном оформлении рукописи было обусловлено также теми изменениями в творческой позиции иллюстратора, которые наметились в XIII в. Иллюстратор книги в монастырский период в большей степени был ограничен церковной традицией. Она сковывала индивидуальность автора, удаляла его от живой действительности. В священном писании мастер черпал не только сюжеты миниатюр, но и указания, как надо построить их композицию. С момента выхода кинопроизводства из монастырских скрипториев на пути городского цехового производства и с общим ростом светской городской культуры реалистические тенденции все настойчивее проникают в книжную живопись. И если в миниатюрах литургических рукописей мастер еще долго будет находиться в плену традиционных сюжетов и церковной символики, то на полях книги он обретает полную свободу для изображения видимого им окружающего мира. Со второй половины XIII в. поля рукописей заселяют звери и птицы, человеческие фигурки и фантастические существа (типа химер *3 По образному сравнению старейшего знатока средневековой живописи Ф. Лина, в появлении различных элементов бордюра прослеживаются те же закономерности, как при смене времен года. Сухие ветви первого периода (вторая половина XIII в.) соответствуют зиме, листья второго (XIV в. до 1380-х годов) — весне; появление цветов знаменует наступление лета. — F. Lyna. La bordure marginale dans les manuscrits flamands à l'époque gothique. — «Les Beaux —Arts», Numéro spécial, 1959, p. 1—4. 44 Рукописи VIIБ дают много примеров подобного бордюра: см. VIIБ, lat. F. v. I 60; VIIБ, lat. Q. v. I 100; VIIБ, lat. F. v. I 37 и др. 45 #. Martin. La miniature française du XIII au XIV s. Paris, 1924, p. 21—22; I. Desirez. Op. cit., p. 78.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes