На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 321

перечисленные формы. Писец чередует их, чтобы добиться большей эстетической выразительности написанной страницы. Для инициала Е писцы чаще выбирают унциальную форму но встречается и капитальная 36. Инициалы F, G, К, L, Р, R в готических рукописях были заимствованы исключительно из капитального письма; M — унциального. Многоликость инициалу Q придают различные направления его отростка: он то вытянут вправо вдоль строки 37, то опускается вертикально вниз 38, а иногда образует как бы подставку для буквы39 (см. рис. 2). Двоякую форму имеют в готическом письме инициалы N, I и Я, Следует отметить, что в XIII—первой половине XIV в., несмотря на разнообразие форм, инициалы сохраняют достаточно четкие и дифференцированные очертания. Это период готической классики, когда строгость и изысканность формы не затемняет ее содержания. С середины XIV в. в готической каллиграфии все заметнее проявляются «барочные» тенденции: многочисленные детали (штрихи, завитки) перегружают инициалы, их структура нарушается, буквы становятся трудно различимыми 40. Наряду с усложнением формы увеличивается та нагрузка, которую несет инициал как элемент художественного декора рукописи. Этому способствовало два обстоятельства. Увеличение площади полей рукописи за счет более уплотненного столбца текста сделало возможным вынесение на поля отдельных элементов инициала. Первоначально (в первой половине XIII в.) это небольшие отростки. Со временем они развиваются в бордюры, растекающиеся по полям и образующие к концу XIV в. рамки, целиком окаймляющие текст. В эволюции бордюра может быть выделено несколько этапов, позволяющих датировать иллюминованные рукописи. В XIII в. (особенно во второй половине) преобладает бордюр жесткого, абстрактного типа: он нигде не включает побегов, цветов и листьев, завершается завитками и лишь изредка стилизованным растительным орнаментом (см. табл. I)41. В XIV в. сухой ствол бордюра начинает прорастать: от него отходят отростки, покрытые листьями (плюща или винограда)42. Листья кустятся, располагаются гуще, особенно по углам страницы, но между ними еще много белого пространства (см. рис. 2). В 1380-х годах некоторые поля книги покрыты уже настоящей 35 VIIБ, lat. Q. v. I 75; VIIБ, cl. lat. F. v. 3. * VIIБ, lat. Q. v. V И; VIIБ, iat. Q. v. I 72. 37 ГПБ, Class. Lat. F. v. 3 и др. 38 ГПБ, lat. Q. v. ï 100; VIIБ, lat. O. v. I 24. 39 ГПБ, Class, lat. F. v. 3. 40 Образцы подобных стилизованных заглавных букв дает нам рукопись конца XIV в.: «Jeu d'amour». XIV s. — VIIБ, Fr. Q. v. XIV 5. 41 Подобные бордюры имеют рукописи: VIIБ, Iat. Q. v. I 24; VIIБ, lat. Q. v. I 75; Petri Comestori. Historia scolastica. XIII s. VIIБ, lat. Q. v. I 229; VIIБ, Fr. F. v. XIV 9; Brunetto LatinL Livre de Trésor. XIV s. VIIБ, Fr. F. v. III 4 и др. 42 См. VIIБ, lat. F. v. I 59; Biblia, XIV s. —ГПБ, lat. F. v. I 21; VIIБ, Fr. F. v. I 1; ГПБ, Fr. Q. v. I 1 и др.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes