|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 310
И здесь он вступает в открытую полемику с мнениями Альберта Великого и Фомы Аквинского,
опровергая их мнения о том, что разумная душа едина с телом в бытии субстанциально, но отделена
от тела потенциально, ибо потенциальные качества не должны изменяться в актуализованном
состоянии 41, согласно аристотелевскому учению.
И если бы единение мышления и тела было таково, как утверждают «эти прославленные
философы», то его можно было бы приписать не только всему человеку, но и телу, что невозможно 42.
Невозможным кажется Сигеру подобное разделение деятельности сущности разума еще и потому,
что процесс мышления представляется ему введением к активности из возможности, в котором равно
участвуют душа и тело 43.
Фома же Аквинский, опираясь на текст Аристотеля, делает вывод, что мыслительные способности
души отделяются не от тела, а от других частей души 44.
41 «Non contingit substantiam aliquam esse a unitam materiae et potentiam illius
substaniae esse separatam a materia». — Siger de Brabant Questiones de anima
intellectiva, p. 152.
42 Ibid., p. 153.
43 Аристотель. О душе, кн. 2, гл. 2, 413в, 25 и далее. Лат. перевод Гильома Мербеке: «De intellectu tamen et contemplativa
potentia nondum manifestum, sed
videtur animae genus alterum esse hoc solum contingere separari, sicut perpetuum
a corruptibili». — Themistius. Commentaire sur le traité de l'âme d'Aristote.
Louvain —Paris, 1957, p. 108.
44 Ибо они «пес in unam substantiam animae communicat. Et quod non intellegatur
de separabilitate a corpore, sed de separabilitate potentiarum ab invicem». — Ha этом рукопись статьи обрывается.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|