На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 307

интеллекте представляется ему опасным 27. «И так как заблуждающееся невежество, — продолжает Фома, — не прекращает сопротивляться истине», несмотря на многие письменные опровержения, то его стремлением является окончательное опровержение вышеозначенного заблуждения. В этих словах можно увидеть отзвуки предшествующей написанию трактата борьбы против распространявшегося в Парижском университете учения арабского натуралиста. Известно, что к 40-м годам XIII столетия были переведены на латинский язык почти все основные труды Аверроэса и большинство этих переводов было известно в Париже 28. В 50-х годах этого столетия против философии Аверроэса выступали Бонавентура и Альберт Великий. Фома Аквинский прямо говорит об опасности теории единого и вечного разума для христианского вероучения: если один только интеллект, в отличие от других частей души, представляется неразрушимым (solus inter pertes animae incorruptibilis et immortales apparet), — следует, что только он и сохраняется после смерти, а единое и целостное духовное начало, индивидуальное для каждого человека, перестает существовать. И этим уничтожается загробное воздаяние наград и наказаний (retributio pracmiorum et poenarum tollitur). Фома заявляет, что целью данной его работы является показать, что аверроистская теория противоречит не только положениям христианской веры, но и принципам философии. Прежде всего, по его словам, он стремится продемонстрировать полную противоположность аверроистской позиции (в вопросах мышления) словам и мыслям Аристотеля, являвшегося «sectae peripatetice institutor». В первой части своего трактата, представляющего собой комментарии к Аристотелю, Сигер Брабантский дал определение понятия душа: это то, чем живет одушевленное тело, т.е. принцип и причина существования одушевленного тела 29. Разбирая содержание этого понятия, Сигер утверждает, что душа является актом природного, живого тела, и подчеркивает единство этого акта тела с самим телом: душа есть акт тела, предрасположенного к жизни, предназначенного душе. Поэтому душа может рассматриваться не просто как действие живого тела (actus), но и как его состояние (свойство — habitus). По всем этим признакам душа определяется как форма тела и его завершение (осуществление) — «perfectio est, igitur, forma seu perfectio corporis na-turalis»30. Однако христианская внеположность души телу чувствуется как основа. Вместе с тем характер и особенности средневекового мышления проявляются в следующем рассуждении Сигера Брабантского: 17 «înolevit siquidem jamdudum circa intellectum error apud multos, ex dictis Averrhois sumens exordium qui asserere nitutur intellectum.... sit unus omnium».— Thomae Aquinati. De unitate intellectus contra averroistas. Roma, 1953, p 471. 28 «Quia errantium imprudentia non cessât veritati reniti, propositum nostrae intentionis est iterato contra eundem errorem conscribere alia quibus manifeste praedicte error contutetur». — Ibidem. 29 «Debemus intelîigere per nomen animae illud, quo vivens vivit, seu principium et causam Vivendi in corporibus animatis». — Siger de Brabant. Questiones de anima intellectiva. — P. Mandonnet. Op. cit., v. II, p. 146. 30 ibid, p. 148.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes