|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 306
мышления), и интеллект в действии, «все порождающий» 23 (так выражается активная сторона
мыслительного процесса). Его действие сравнивается с действием света, вызывающего к
действительности цвета, существующие потенциально. Такое разделение сторон разумной души
выражено в общей форме и отличается неясностью, хотя совершенно очевидно, и это следует из всего
контекста книги, что онтологически разумная способность как исключительное качество человеческого
вида представляется совершенно нераздельной и различение интеллектов нужно Аристотелю для
описания процесса мышления.
Противоречивый характер этого процесса приводит философа к утверждению, что «знание в
потенциальной форме в отдельном индивидууме по времени первоначальное, в абсолютном же
смысле — и по времени не [является первоначальнымр24. Значит, по Аристотелю, процесс мышления
отдельного человека сначала представляет собой способность к познанию, которую потом реализует.
Совокупность же знаний всех индивидов, познание как общечеловеческий процесс выступает в
актуализованном виде. Такое толкование аристотелевского текста учитывает нераздельность
рассмотрения онтологико-гносеоло-гического единства мышления у Аристотеля и представляется тем
правомерное, что подтверждается замечанием о невозможности представить себе положение, при
котором бы разум то мыслил, то не мыслил 25. Разум, как постоянная актуальность, есть общее
качество человеческого вида и именно как совокупность человеческих знаний является реализованным
постоянно, и ему приписывается бессмертие и вечность 26.
Таким образом, можно сказать, что труд античного мыслителя есть попытка естественнонаучного
осмысления чувственно-психической деятельности в ее неразрывности с телесными функциями.
Диалектически противоречивый характер мышления, сложность рассмотрения его становления, его
объективной значимости — в кругу этих вопросов бьется мысль Аристотеля. И то, что философ в
органическом единстве первенствующее значение отдает форме («действующее начало всегда
благороднее страдательного, и изначальная сила выше материи»), позволяет говорить об
аристотелевском реализме и дает возможность последующим комментаторам трактовать учение
Аристотеля о душе в плане противоположения духовного — телесному, на любом уровне их
сопоставления. Кроме того, лаконичность изложения, сочетание философского обобщения с
образностью и конкретностью, проблематичный характер решений и непоследовательность, — все это
затрудняло понимание текста и осложняло его толкование, чем объясняется в некоторой степени
противоречивость комментаторской традиции.
В начале своего полемического сочинения Фома Аквинский утверждает, что именно возрастающее
влияние учения Аверроэса о едином
Там же, кн. 3, гл. 5, 430а, 10 и далее. Там же, кн. 3, гл. 5, 430а, 20 н далее.
Там же. В такой нераздельности мыслительной способности и процесса познания — сила и слабость мысли философа.
Там же, кн. 3, гл. 5, 430а, 25.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|