|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 305
кующим, единым и вечным разумом. И такая законченно платоническая трансформация
аристотелевской мысли сочетается со строго натуралистическим отношением к чувственно-разумной
деятельности индивидов.
В схоластических дефинициях и уточнениях терялось то, что составляло живую суть и смысл
аристотелевского труда,— единство жизненного процесса в его проявлениях и осмыслении. Отсюда
чувственная и мыслительная деятельность составляет определенное единство, эти ее этапы постоянно
сравниваются: «Не существует никаких отдельных предметов помимо чувственно воспринимаемых
(величин), и предметы мысли находятся в чувственно постигаемых формах»16. В другом месте
Аристотель говорит: «Подобно тому, как чувственная способность относится к чувственным качествам,
так и ум относится к предметам мысли»17. Стремление вывести умственную деятельность из
чувственной, соотнести первую с последней сталкивается с невозможностью ее формально-
логического определения и объяснения. Поэтому мыслитель приходит к утверждению разрыва между
чувственным познанием, объектом которого являются единичные чувственно воспринимаемые
предметы, и познанием всеобщностей, которые есть предмет науки. «И поскольку ум мыслит обо
всем, ему необходимо быть ни с чем не смешанным»18, —делает вывод философ.
Имматериальная мыслительная деятельность отличается от других частей души, т.е. от других
органических функций тела, подобно тому, как «вечное отличается от тленного»; она есть
«вместилище форм», которому «немыслимо быть связанным с телом»19. Уверенность в
тождественности нашего мышления его предмету 20 соединяется у Аристотеля с утверждением особой
объектной сферы интеллекта: общих понятий, существующих, однако, в самих вещах 81. Т. е., с одной
стороны, ум находится в состоянии возможности по отношению к предметам мысли: «то, что мы
называем в душе умом, до мышления не может быть ничем в действительности» — и вместе с тем
формы вещей уже существуют в разуме изначально, но «не в их действительной наличности, а
потенциально» 22.
Применяя к характеристике процесса мышления понятия возможности и действительности,
древнегреческий философ решает в единстве и проблему содержания мышления и проблему
мыслительной деятельности. По Аристотелю, разум, воспринимая формы умопостигаемых видов,
должен быть одновременно и активным носителем познания. Поэтому различается разум в
возможности, тот, «который становится всем» (в такой форме Аристотель представляет рецептивную
сторону
16 Аристотель. О душе, кн. 3, гл. 8, 432а.
17 Там же, кы 3, гл. 4, 429а и далее.
18 Там же.
19 Там же, кн. 3, гл. 4, 429а, 25.
20 «Умозрительное знание и соответствующий умопостигаемые предмет —то же самое». — Там же, кн 3, гл 4, 430а.
21 «За пределами взаимодействия одушевленного тела с внешним миром ум обретал собственные надприродные
объекты — вечные категории и истины, постигаемые в деятельном состоянии». — М. Г. Ярошевский. Указ. соч., стр.
117.
22 Аристотель. О душе, кн. 3, гл. 4, 429а, 25 и далее.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|