На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 302

роизма, считал трактат прославленного теолога непосредственным ответом на «Questiones de anima intellectiva». Однако Шоссе 2 путем текстологических сопоставлений вполне убедительно доказал обратную временную последовательность этих работ средневековых ученых. Выводы Шоссе поддержал и развил Стеенберген 3, доказывая, что именно Сигер Брабантский отвечал своим трактатом на критику Фомы Аквинского. Стеенберген считал этот момент очень важным в истории научной борьбы XIII в., ибо связывал с ним начало «томистской эволюции» парижского аверроиста. Бруно Нарди4 благодаря новым актам, которые он обнаружил, получил возможность указать на трактат «De intellectu» как на наиболее вероятный ответ парижского аверроиста Фоме Аквинату. В работе польского исследователя Здислава Куксевича, посвященной теории интеллекта у аверроистов XIII и XIV ее., автор ставит в зависимость от полемической работы Фомы Аквинского оба указанных трактата Сигера Брабантского, считая их последовательными этапами его «томистской эволюции». Хотя Куксевич и утверждает, что он выбирает среднюю линию между мнениями Стеенбергена и Нарди, однако по сути он отказывается от выводов Нарди, не наблюдавшего такой эволюции в указанных трактатах парижского аверроиста. Таким образом, в центре внимания западноевропейских ученых стоит вопрос об эволюции взглядов Сигера Брабантского. Не отрицая возможности и вероятности изменения и развития его мировоззрения, -автор данной статьи считает, что проблема может быть решена только путем проверки аутентичности рукописей и критического выявления позднейших наслоений с последующим изучением всей совокупности подлинно сигерианского творчества. Подобная задача еще далека от разрешения и, конечно, не может быть решена не только в рамках одной статьи, но и в более обширной работе одного автора. Кроме того, и аверроистские теории Сигера Брабантского не представляются исследованными полностью и окончательно. А именно они являются наиболее интересными и исторически ценными в творчестве средневекового ученого из Брабанта. Данная статья ставит своей целью сопоставление двух источников: трактата Сигера Брабантского «О разумной душе» и трактата Фомы Аквинского «О единстве разума против аверроистов». Хотя вопрос о хронологическом соотношении этих трактатов не решен окончательно, возможность их сопоставления несомненна, так как «Questiones de anima intellectiva» Сигера представляют собой наиболее полное и достоверное изложение взглядов магистра по основной аверроистской теории, a «De unitate intellectus» Фомы — его единственная полемическая работа, прямо направленная против этой теории аверроистов. Такое сопоставление всего лишь двух работ представителей схоластической научной мысли не может, конечно, дать подробного разбора 2 M. Schossat. Saint Thomas d'Aquin et Siger de Brabant. — «Revue de philosophie», v. 24—25, 1914. 3 F. Steenberghen. Les oeuvres et la doctrine de Siger de Brabant. Bruxelles, 1938; idem. Siger de Brabant d'après ses oeuvres inédites, v. I—II. Louvain, 1931, 1942. 4 B. NardL Sigieri di Brabante nel pensiero del Rinascimento itaîiano. Roma, 1945.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes