На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 300

Не менее существенным является и еще один аспект различия. Рассказ Роберта де Кларк динамичен, стремителен. Уже П. Шон отметил темпераментность повествования Роберта, с чем связана редкость у него картин и сравнений, а также обилие прямой речи4. Сопоставление с Хониатом еще более оттеняет эти черты художественной манеры французского прозаика. Наоборот, Хониату свойственна медлительность повествования, сопряженная с тенденцией к психологическим характеристикам. Однако что представляет собой это явление, которое мы могли наблюдать? Можем ли мы говорить о стилистическом различии произведений Роберта де Кларк и Никиты Хониата как о сугубо индивидуальном явлении, как о разнице двух индивидуальных манер — или за этим различием лежат более глубокие социально-художественные причины? Вопрос этот слишком велик, чтобы его можно было решать в пределах маленькой статьи, — я позволю себе ограничиться только постановкой проблемы. В самом деле, динамичность западного искусства в сопоставлении с медлительной лиричностью и психологизмом искусства Византии — явление, отмечавшееся неоднократно. Романская скульптура и константинопольская живопись, готический шпиль и византийский купол, западная мистерия и византийская литургия, — различие между всеми этими социально-культурными явлениями идет как раз по той же главной линии, что я пытался провести между Робертом де Кларк и Никитой Хониатом. Вообще средневековая художественная манера была в очень большой степени определена коллективными представлениями, господствовавшими в данном обществе и часто находившими свою реализацию в формулах и стереотипах. А если это действительно так, то противопоставление Роберта де Кларк и Никиты Хониата может иметь известное значение для понимания чрезвычайно важной проблемы: «Средневековый Запад и Византия» — проблемы, которая имеет и экономический, и социальный, и политический, и богословский, и этический, и, наконец, — художественный аспекты. 4 P. Af. Schon Studien zum Stil der fruhen franzôsischen Prosa. Robert de Clari, Geoffroy de Villehardouin, Henri de Valenciennes. Frankfurt a/Main, 1960, S. 61f, 67f, 190f.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes