На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 293

ческой точки зрения телесная красота относится к числу внешних благ, «которые и не указывают пути к блаженству, и сами не делают людей блаженными». Эта красота является следствием несовершенства зрительного восприятия человека. «Если бы, как говорит Аристотель, люди обладали глазами рыси, то они своим взглядом проникали бы через преграды. И если бы существовала возможность проникнуть взором внутрь человека, разве не показалось бы безобразным тело Алкивиада, обладавшего прекрасной наружностью? Следовательно, то, что ты кажешься прекрасным, вытекает не из твоей природы, но из слабости взирающих на тебя глаз»130. Характеризуя различные виды красоты, заключенной в чувственно воспринимаемых вещах, в природе и человеке, Боэций утверждает, что красота эта не является сущностной, истинной. Она акцидентальна, формальна, а поэтому «более быстротечна и склонна к исчезновению, чем изменчивость весенних цветов» 131. Для того, чтобы познать истинную, нетленную красоту, нужно навеки покинуть дольний мир и обратиться к «дивному образу неба», в котором разлито божественное сияние и воплотился совершенный образ божественной красоты 132. Эстетическая концепция Боэция, составляющая один из важных аспектов его философской системы, возникла в эпоху перехода от античности к новому типу культуры, характеризующемуся господством христианской церкви. В изложении своих эстетических взглядов Боэций не выходит еще за рамки античной философской традиции. Это особенно характерно для его ранних произведений, в которых дается трактовка категории числа и теоретических проблем музыки. Здесь Боэций излагает основные моменты пифагорейско-платоновской музыкально-математической теории. В своей интерпретации числа он, возможно, выглядит более «архаичным» и теснее связанным с античными представлениями, чем, например, Августин, живший раньше Боэция. Но ценность боэцианского учения о числе и о музыке заключается не в новизне трактовки, а, напротив, в сохранении и систематизации античных материалов. Боэций сумел выразить основные положения античной эстетики в наиболее краткой и доступной для овладения форме. Подобное совершенство изложения и точность формулировок уже не встречаются ни у одного из его последователей. Эстетика Боэция носит рационалистический характер. Разум — вот основной критерий эстетического восприятия. Философ выступил как теоретик красоты гармонической и пропорциональной. Его концепция совершенства и согласованности мироздания, основанных на математических соотношениях, оставила неизгладимый след в средневековой эстетике. Едва ли можно вплоть до XV в. назвать теоре- 130 «Consolatio», L. Ill, pr. 8. 131 Ibidem. m Ibidem.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes