На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 290

он получил скромной, обратил в хроматический строй, более изнеженный»". Таким образом, Боэций разделяет точку зрения античных авторов на музыку как действенное средство воспитания. Кроме того, кантилена также способна подавить гнев и воздействовать положительно на различные телесные и душевные состояния. Пифагору, например, пишет автор «Наставлений», с ее помощью удалось усмирить гнев пьяного юноши, возбужденного звуками фригийского лада 10°. Музыка может быть использована и для врачевания. На это особое внимание обращали пифагорейцы. Боэций ссылается на историю Ариона из Метилены, освободившего посредством пения жителей Лесбоса и ионян от болезней, на Исмения Фиванского, избавившего «от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли», на Эмпедокла и Гиппократа 101. Силу морального, магического и медицинского воздействия музыки Боэций видит в том, «что состояния нашей души и тела, по-видимому, подчиняются в известном смысле тем самым пропорциям, которые... объединяют друг с другом гармонические модуляции» 102. Музыка оказывается созвучной тому, что уже есть в нас самих. Она вызывает ответное движение в душах людей, поскольку сама представляет определенным образом организованное движение. Музыка сопричастна человеку и органично с ним связана, она не может быть от него отделена103. И отсюда следует вывод, что нельзя только довольствоваться наслаждением, получаемым от восприятия музыки, но необходимо знать математическую, пропорциональную ее основу 104, поскольку эти пропорции аналогичны пропорциональной структурности человеческой души. Обязательным условием возникновения эстетического переживания является наличие в воспринимаемом объекте определенного аналога знания и чувственности, заключенного в том, кто воприни-мает. Однако лишь разум может дать адекватное знание о предмете, поскольку «чувство схватывает только форму, овеществленную в материи... Разум же, минуя внешний вид предмета, являющийся признаком единичного, обладает даром выявлять общее (заключенное в отдельных вещах. —В. У.)»105. Как же Боэций определяет понятие «прекрасного»? Прежде всего «прекрасное есть соразмерность частей» («Pulchritudo... membrorum quaedam commensuratio esse»)106. Понимание «прекрасного» оказывается у Боэция тесно связанным с такими категориями, как «гармония» (har-monia), мера (mensura), согласованность (concordia), единство (una forma). Лишь то, что «находится в дружественном согласии», может быть прекрасным107. Следовательно, прекрасное должно обладать 99 Ibidem. 100 Ibidem. 101 Ibidem. 102 Ibidem. 103 Ibidem. 104 Ibidem. 105 «Consolatio», L. V, pr. 4. «Universali consideratione perpendit». 106 BoethiL Topicorum Aristotelis interpretatio, L. Ill, c. 1. 107 «Consolatio», L. Ill., pr. II; «De inst. musica», L. I, с 2; L. IV, с. 1.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes