На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 289

для нравов, чем постепенный отказ от музыки стыдливой и скромной»04. Платон самым подходящим ладом для воспитания юношества считал дорийский (суровый, мужественный и строгий) и допускал использование фригийского. Аристотель критиковал Платона за это допущение, потому что фригийский лад носит оргиастический характер. Боэций не акцентирует внимание на характеристиках этоса каждого лада в отдельности. Он лишь отмечает, что «народы более суровые наслаждаются более жестокими ладами готов, а люди более мягкие — ладами средними»95. Музыка оказывает такое сильное воздействие на людей, так как «нет лучшего пути к душе для ученья, чем через уши. Поскольку, стало быть, через них достигают глубин души ритмы и лады, нет сомнения, что овито и воздействуют на мысль, делая ее сообразной им самим» 9б. Очевидно, что для Боэция музыка важна не как способ внутреннего самовыражения человека, но как средство воздействия на его нравственное состояние. Таким образом, подчеркивается лишь одна сторона музыки, что свойственно античной эстетике, также признававшей за музыкой прикладное значение. В период античности музыка служила для упражнения, а не для выражения души, подобно тому, как гимнастика — для упражнения тела. Музыкальное воспитание призвано было наилучшим образом формировать общественного человека, отсюда и тяготение древних к ладам сдержанным и мужественным. Боэций сетует на то, что в его время род человеческий развратился, лишился мужественности и предпочитает сценические и театральные лады. Он указывает, что «музыка была более стыдливой и скромной, пока пользовалась более простыми инструментами» 9?. Если Платон в своем идеальном государстве оставляет место кифаре и флейте, а Аристотель только кифаре, то Боэций лишь выражает желание, чтобы музыка была более скромной, обходя вопрос о наиболее подходящих для этой цели инструментах стороной. Однако он полностью согласен с Платоном, который «предписывает вовсе не обучать юношей всем ладам, отдавая предпочтение действительно ценным и простым.... А потому Платон считал, что лучшая охрана государства — музыка наиболее степенная и достойным образом слаженная, и не дикая или разнообразная» 98. В подтверждение Боэций приводит рассказ о лакедемонянах, весьма строгих в отношении воспитания, пригласивших для обучения своих детей музыканта Тимофея Милетского. «Спартанцы гневались на Тимофея Милетского за то, что, придав музыке большее разнообразие (прибавив к струнам лиры еще одну. — 5. У.), он повредил душам мальчиков, которых взял для обучения, и направил их на путь, уводящий от скромности и добродетели, и за то, что гармонию, которую 94 «De inst. musica», L. î, с. 1. 95 Ibidem 96 Ibidem. 97 Ibidem. * Ibidem.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes